Виктор Николаевич Белослюдов родился в 1883 году Семипалатинске. Отец его служил чиновником в Областном правлении. Воспитанием детей в семье Белослюдовых руководила больше мать, о которой Виктор Николаевич всегда отзывался с трогательной нежностью. Отца Виктор лишился в раннем возрасте. Вся тяжесть забот о детях пала на вдову, оставшуюся к тому же, без всяких средств к существованию. Но Варвара Васильевна Белослюдова — мама Виктора — твердо вынесла выпавшее на ее долю испытание и всецело посвятила себя воспитанию детей. Она наставляла детей, расширяла их кругозор интересными рассказами, учила стихам и т.д. В своем дневнике Виктор говорит: «Спасибо маме за воспитание. Она умная и добрая. Она никогда нас не наказывала, хотя мы, дети, может быть, и частенько заслуживали наказания». Осенью 1891 года Виктор был отдан в пятиклассное городское училище, учился хорошо и проявил большие наклонности к рисованию. На уроках рисования иногда заменял учителя. В прогимназии Виктор рисовал лучше всех остальных, и работа его высоко оценивалась учителем графических искусств.
По окончании курса прогимназии на очередь стал вопрос: что делать дальше? Продолжать учебу в гимназии или ехать в художественную школу? На домашнем совете было решено — ехать Виктору в Москву для продолжения художественного образования. Заработав немного денег, Виктор отправился в 1899 году в Москву и поступил в Строгановское художественное училище. Его работы были отправлены на Парижскую, а позднее и Всероссийскую художественные выставки. По окончании в 1906 году курса в Строгановском училище он выразил твердое желание работать на родине, для родного края — и отправился в Семипалатинск.
В 1906 году создается музей братьев Белослюдовых. У Виктора проявляется очень большой интерес к изучению местного края. В особенности его интересуют археология и история края. Собираются и изучаются коллекции. И большинство предметов в музее было собрано именно Виктором. Как трудолюбивая пчела, он собирал всюду, где только можно было что-то найти. Большая часть музея была картинной галереей. Всего свыше 4000 предметов. Являясь действительным членом Семипалатинского подотдела Русского Географического общества, принимал активное участие в становлении областного историко-краеведческого музея.
Известный казахстанский краевед Б.Г. Герасимов, который был дружен с Виктором Николаевичем, пишет: «Некоторые сибирские литераторы обращались с просьбой иллюстрировать их рассказы рисунками, и он охотно соглашался, — раз дело касалось родного края».
Поэма польского писателя Зелинского «Киргиз», переложенная в стихотворной форме на русский язык Г.Д. Гребенщиковым, в значительной части иллюстрирована киргизскими снимками Белослюдова. Заинтересовавшись киргизской поэмой о Баян-Сулу и Козы-Корпеш, Виктор Николаевич задумал изобразить ее графически в целом в ряде картин.
Поэма польского писателя была издана в Томске в 1910 году. В нее было включено около 50-ти иллюстраций, подготовленных Виктором Николаевичем Белослюдовым.
Виктор Николаевич был страстным краеведом, археологом, собирателем алтайской старины, большим знатоком истории и этнографии Восточного Казахстана.
Экспонаты для Семипалатинского областного и своего домашнего музеев он привозил во время многочисленных поездок и экскурсий по родному краю. Из поездок он возвращался с минералами, археологическими находками, редкими книгами, предметами быта и домашнего обихода бухтарминских каменщиков, убинских староверов, казахских кочевников, монетами различных народов и времен, альбомами, заполненными рисунками казахских кочевий, старинных татарских построек. В 1911-1915 годах им были собраны детские прибаутки и поговорки, которыми обычно сопровождаются детские игры.
Виктор Белослюдов принимал активное участие в работе Семипалатинского подотдела Русского Географического общества и областного историко-краеведческого музея. В 1914 году составил краткий исторический очерк Семипалатинска. В нем освещается история города с момента его основания и до начала 10-х годов XX века, рассказывается о зарождении школьного и библиотечного дела, о численности и социальном составе населения, находят отражение и другие аспекты деятельности города и его граждан.
В.Н. Белослюдов обладал не только даром художника и краеведа, но и даром поэтическим. Его перу принадлежит ряд ярких стихов и публицистических строк, которые были опубликованы в газете «Семипалатинский край».
В.Н. Белослюдов прожил короткую жизнь. Он умер 23 марта 1916 года, на тридцать третьем году жизни, оставив потомкам достойный пример дружбы русского и казахского народов.
Альбомы с рисунками Виктора Николаевича и его учеников, этнографические экспонаты: одежда переселенцев, предметы домашнего обихода, коллекции минералов, палеонтологии и многих других музейных предметов — хранятся в фондах областного историко-краеведческого музея г. Семей, представляя собой большой интерес для исследователей и любителей истории края.
Литература:
Гуляева Е. Братья Белослюдовы // Арна. — 2006. — 24 августа. — С. 8
Джуманбаева А. Они стояли у самых истоков: к 130-летию областного историко-краеведческого музея // Вести Семей. — 2013. — 12 марта. — С. 3
Дурново И. Исследователь Прииртышья // 7 дней. — 2013. — 4 июля. — С.9
Дьяконова О. Его вдохновляла родина: [О художнике и краеведе В.Н.Белослюдове] // Голос народа. — 1998. -7 мая
Жуков П. «Бывают странные сближенья…» // Казахстанская правда. — 2006. — 17 февраля. — С. 11
Титаев Е. Братья Белослюдовы // Семь дней. — 2003. — 5 сентяря. — С. 8 Турсумбекова Р. Гребенщиков и Белослюдовы // ЛЗ: Сегодня. — 2003. — 11 июня. — С. 2
Черных С. Братья Белослюдовы // Черных С. С берегов Иртыша. — Алма-Ата: Казахстан, 1981.- С. 1051.