Абай и русская литература

s10    Эпоха, в которую жил Абай, была временем, когда уже полностью завершилось присоединение Казахстана к России. Благодаря многогранной общественной деятельности Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина и Абая Кунанбаева наряду с произведениями классиков Востока стали распространяться произведения русских поэтов, писателей и ученых.
Большой интерес Абай проявляет не только к произведениям поэтов и мыслителей Востока, но и к достижениям общественной философской мысли европейских стран, сочинениям авторов нового времени, в том числе к произведениям крупных представителей французского, английского и немецкого просвещения.
Решающее значение для формирования личности и развития творчества Абая имела, несомненно, передовая русская культура и литература. Один из наиболее самобытных художников слова, твердо стоящий на почве национальных художественно-политических традиций, Абай прекрасно понимал значение творческого усвоения опыта русской литературы. Для творческой личности Абая глубоко характерна способность верного и тонкого понимания духовной, поэтической культуры русского народа.
В Семипалатинске Абай знакомится с политическими ссыльными Е.П.Михаэлисом, Н.И. Долгополовым, С.С. Гроссом и другими, общение с которыми сильно продвинуло его в изучении русской литературы и истории общественной мысли. Месяцами длилась напряженная работа Абая в Семипалатинской библиотеке. Можно сказать, что Абай был одним из первых читателей – казахов не только данной библиотеки, но и всего Казахстана, так как семипалатинская библиотека – одна из старейших библиотек республики Вот такой была библиотека времен Абая. Абай любил прохладный и тихий зал библиотеки. Здесь встречал его иной мир, светлый и желанный мир книг, науки, поэзии. Абай засиживался в библиотеке до ночи. Он читает, обдумывает…, те самые книги Спенсера, Бокля, Дарвина, энциклопедические словари…
Но, все же, больше всего влечет его русская литература. Отсюда, из Семипалатинска, Абай увозил за перевалы Чингиза книги полюбившихся русских поэтов. Пушкин, Лермонтов, Крылов, Некрасов, Белинский, Чернышевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Толстой — вот писатели, которых следует назвать прежде всего, говоря о художниках слова и мыслителях, оказавших глубокое влияние на формирование творческого облика Абая. Наряду с классиками Абай внимательно читает и современных поэтов, таких, как Я.П.Полонский, И.А. Бунин и др. Именно в русской литературе нашел Абай ответы на все животрепещущие вопросы, выдвинутые историческими условиями жизни казахского народа.
Он, как истинный выразитель чаяний своего народа, увидел единственно верный путь, по которому должна идти казахская степь: путь сближения с Россией — Россией Ломоносова и Пушкина, Белинского Чернышевского, Толстого и Щедрина, путь соединения судеб казахского и русского народов. Вот почему Абай отважно вступил в единоборство со всем косным, консервативным, реакционным, что мешало социальному и культурному развитию края. Вот почему Абай, так страстно полюбивший русскую литературу и видевший в ней великую общественную силу, стал первым пропагандистом и популяризатором лучших произведений русских писателей среди казахского народа.

Страницы: 1 2