Педагогические взгляды

s23       В 20-30 годы XX века перед молодой Казахской республикой стояли задачи ликвидации безграмотности, проведения всеобуча среди населения. В проведении этой работы непосредственное участие принимали молодые казахские учителя, писатели, ученые, такие как Молдагали Жолдыбаев, Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин и другие. В развитие народного образования большой вклад внес и казахский писатель, ученый и педагог Мухтар Ауэзов.

Ауэзов считал, что просвещение народа, воспитание и образование детей являются важнейшей задачей в обществе. Молодой Ауэзов понимал, что только знания и образование придают человеку силы, только просвещение может вывести казахский народ на путь свободного развития.
Мухтар Омарханович не оставил специальных научных трудов по педагогике, но его взгляды на проблемы образования раскрыты в многочисленных публикациях, посвященных этой тематике. Они представляют несомненный практический интерес и в настоящее время.
Мухтар Ауэзов в пору увлечения просветительскими идеями уделял большое внимание вопросам народного образования, воспитанию молодого поколения. Так, в статье «Наука» в 1918 он писал: «Человек становится плохим не от рождения. Это зависит от среды, в которой он рос, от воспитания. Человек вступает на хороший или дурной путь в подростковым возрасте.. Чтобы вырастить гуманных людей надо воспитывать молодежь, воспитывать с раннего возраста» / Тайжанов А.Т. М.О.Ауэзов – мыслитель – Алма-Ата:Ғылым, 1991.- С.38/. Эти мысли педагога актуальны и сегодня.

Чтобы получить разносторонние знания, считал мыслитель, уже в школе необходимо изучать такие предметы, как история, литература, естествознание, математика и другие в тесной связи с жизненными потребностями.
Мухтар Ауэзов высоко ценил практическое значение науки, направленной на познание тайн природы. Значение науки он видел в том, что она должна способствовать правильному познанию материального мира, совершенствованию человека.
«Чтобы посеять в душе человека чистые духовные ростки, считал Ауэзов, нужно образцовое воспитание. Чтобы достигнуть цели в воспитании, воспитатель должен обладать прекрасными достоинствами и быть мыслящим человеком. Лишь владея этими качествами, можно воспитать разумного человека» / Тайжанов А.Там же.- С.40/
Цель воспитания он видел в развитии всего лучшего, доброго в человеке, его творческих способностей. Мухтар Ауэзов понимал, что личный труд каждого отдельного человека в итоге есть труд общественный, в котором человек развивается, не теряя своей индивидуальности, но к такому труду он должен быть подготовлен через общественное воспитание и образование.

Работая над проблемами педагогики, ученый обратил внимание на то, что развитие человека происходит не только в школе – оно в значительной степени зависит от окружающего среды, общественного строя. Воспитывая человека, нельзя не учитывать всех этих обстоятельств, которые могут содействовать педагогическому процессу, осуществляемому школой. Мухтар Ауэзов придерживался просветительских идей Абая Кунанбаева и Ибрая Алтынсарина, которых считал своими учителями.

Страницы: 1 2 3