Социально-политические взгляды

s18    Духовное наследие виднейшего казахского мыслителя, философа, историка и гуманиста Шакарима Кудайбердиева занимает весомое место в истории политической мысли Казахстана. Творчество Шакарима уникально тем, что через свое интеллектуально — мировозренческое видение он осмысливает важнейшие проблемы развития человечества, государства, политики, права и прав человека.

Долгое время его замечательные, поистине бесценные произведения, охватывающие такие отрасли знания, как филология, история, философия, психология, право были погребены коммунистической тоталитарной системой и преданы забвению. И только под влиянием перестройки, в 1988 году Шакарим Кудайбердиев был полностью реабилитирован, и его «забытое» имя вновь стало интеллектуальным достоянием казахского народа.

Мировоззрение Шакарима Кудайбердиева охватывает вопросы философии, этики, истории, психологии, педагогики. Большое место в творчестве мыслителя занимают и проблемы политики, государства, права, социального прогресса. Следует отметить, что политические взгляды казахского мыслителя не ограничивается рамками той эпохи, в которой он жил, а наоборот, как и идеи великого Абая Кунанбаева, его пророческие взгляды весьма актуальны и в наши дни, в период построения независимого государства Республики Казахстан.

Большую роль в преобразовании казахского общества мыслитель отводит науке, развитию, просвещения и знания. По его твердому убеждению, наука как универсальная сфера человеческой деятельности, имеющая большое значение в преобразовании общества, способна также отрицательно влиять на весь род человеческий. Поэтому никакой демократический строй, никакое идеальное государственное устройство, форма правления не могут служить интересам всех народов, если достижения науки будут использоваться во вред человечеству и мировой цивилизации. Свои суждения он аргументирует так: «Просвещенные умы владеют тайнами ремесел, их возможности неограничены. Но где, в каком деле используют они свои знания? Насколько я знаю, с помощью науки люди научились делать смертоносные орудия, нашли ядовитые газы, истребляют друг друга, как диких зверей, сильные превратили слабых в рабов, вся планета обагрена человеческой кровью. Пример тому Америка и Англия — государства, считающиеся самыми развитыми и цивилизованными».

Шакарим рассматривает государство как защитника интересов всех слоев общества, а правительство, как орган, обеспечивающий подчинение людьми «справедливым и единым для всех законом», что означает равенство всех перед законом. По убеждению мыслителя, орган, издавший закон, обязан следить за его соблюдением.

Шакарим Кудайбердиев, опережая свое время, еще в начале века весьма прозорливо писал, что некоторые мыслители «предполагали, что достичь гармонии человеческого общества можно упразднив правительство… Если же не будет правительства, значит люди не будут подчиняться справедливым и единым для всех законам, не будут ведать милосердия друг другу».

Страницы: 1 2 3