66Белослюдов Виктор Николаевич родился в 1883 году в Семипалатинске. Еще в школе у мальчика стали проявляться наклонности к рисованию. Нередко он часами проводил время с альбомом на берегах Иртыша. Так в альбоме появились рисунок за рисунком. Вслед на ними последовали этюды, выполненные маслом. В них уже чувствовались своеобразная манера исполнения, ростки таланта.

В 1899 году Виктор Белослюдов с тремя рублями в кармане поступает в Строгановское училище, где на его способности к живописи обратили внимание известные художники — С.В. Иванов, Н.А. Андреев, К.К. Первухин, критик С.С. Голоушев и другие.

В 1906 году молодой живописец возвращается в Семипалатинск и сразу же отправляется с мольбертом в путешествие по Рудному Алтаю, чтобы перенести на свои полотна величественную красоту Алтайских гор, голубую лазурь зеркальных озер с сочно-зелеными берегами, буйство студеных порожистых рек, загадочное молчание тайги, кержацкие села со своеобразной архитектурной жилых построек, казахские кочевья…

Каждый, кто когда-либо бывал в Москве, стремился попасть во всемирную известную Третьяковскую галерею. И первое, что бросается в глаза, когда подходишь к музею, это увеличенное изображение Васнецовского Георгия Победоносца. Мало кто из казахстанцев знает, что высечен он был по увеличению, выполненному Белослюдовым.

Все, что касалось родного края, В.Н. Белослюдов любил бесконечно. Его душу русского человека трогали мелодии степных казахских песен, а знакомство с народными праздниками и играми заставляло вновь и вновь браться за перо или кисть.

Этой поездке по Рудному Алтаю обязаны своим рождением более десятка картин, выполненных акварелью, маслом, карандашом, проникнутых подкупающей непосредственностью, свежестью восприятия мира.
Картины Виктора Николаевича Белослюдова часто демонстрируются на выставках сибирских художников в Томске, Омске, Иркутске, Семипалатинске. Газеты «Утро Сибири» (Томск), давая отзыв на его картины писала: «Поразительно много свежести, яркости и влюбленности в жизнь у этого прекрасного рисовальщика. Сколько солнца и тепла в его алтайских этюдах, и как разносторонен его талант. Чудесное дарование!»

Тематика его картин, этюдов и карандашных зарисовок разнообразна. Это виды городов Семипалатинска, Омска, Лебяжьего, Усть-Каменогорска, Зайсана, окрестностей Иртыша, памятников архитектуры и старины, портретные зарисовки, иллюстрации к русским и киргизским сказкам.
Виктор Николаевич был также страстным краеведом, археологом, собирателем алтайской старины, большим знатоком истории и этнографии Восточного Казахстана.

Только в 1909-1915 годах он посетил несколько раз Усть-Каменогорск и Зайсан, побывал в Змеиногорске, Лосихе, Зыряновском руднике, Кокпектах, Каркаралах, в селах долины рек Иртыша, Убы, Ульбы, Бухтармы. Из поездок возвращался с минералами, археологическими находками, редкими книгами и рукописями, одеждой, предметами быта и домашнего обихода бухтарминских каменщиков, убинских староверов, казахских кочевников: монетами различных народов и времен; с альбомами рисунков казахских кочевий, старинных татарских построек, поселений старообрядцев…

В 1911-1915 гг. им были собраны детские прибаутки и поговорки, которыми обычно сопровождаются ребячьи игры

(» в цари», «в лунку», «в ступу»). Его перу принадлежит также ряд ярких стихотворений и публицистических строк, публиковавшихся в газете «Семипалатинский край».

С 1906 по 1916 гг. В.Н. Белослюдов работал учителем рисования, черчения, чистописания в Семипалатинске в пятиклассном городском училище, четырехклассном Николаевском городском училище; учителем графических искусств в высшем начальном женском училище, первом мужском высшем начальном училище. Являясь действительным членом Семипалатинского подотдела Русского географического общества, принимал активное участие в становлении областного историко-краеведческого музея.

В.Н. Белослюдов прожил короткую жизнь. Он умер 23 марта 1916 года, на тридцать третьем году жизни, оставив потомкам достойный пример дружбы русского и казахского народов.

 

Литература:

  1. Джуманбаева Айнур. Они стояли у самых истоков: К 130-летию областного историко-краеведческого музея // Вести Семей. — 2013. — 12 марта. — С.3
  2. Дьяконова О. Его вдохновляла родина: о художнике и краеведе В.Н.Белослюдове // Голос народа. — 1998.- 7 мая
  3. Жуков П. «Бывают странные сближенья…» // Казахстанская правда.- 2006. — 17 февр. — С.11
  4. Жуков П. «Бывают странные сближенья…»// Рудный Алтай.- 2006. — 21 марта. — С. 21
  5. Турсумбекова Р. Гребенщиков и Белослюдовы // ЛЗ: Cегодня.- 2003. — 11 июня. — С. 2
  6. Культура Казахстана: энциклопедический справочник. — Алматы: ТОО «Аруана Ltd», 2010. — С.133