Мировоззрение Шакарима

s02    Духовное наследие известного казахского мыслителя, философа и гуманиста Шакарима не только интересно, но и во многих отношениях уникально.

Шакарим всегда совершенствовал свой духовный мир и многое мог объяснить: что значит в философском понятии жизнь и смерть, личность и мир. Тонко чувствовавший Смерть, как неизбежный рок, вставший перед ним как знамение жестокой истории, писавший:

Все тревожнее думы мои, все тревожней…
Издалека приходят они, осторожно,
Где-то рядом совсем затаилась смерть,
Не решаясь пока войти в круговерть
Моей жизни…
/Пер. Б.Канапьянова/.

Шакарим в своих произведениях воспел Жизнь, не догадываясь, что именно данный парадокс сделал его литературное наследие полным философского осмысления.
Вся его жизнь есть образец для подражания. «После смерти Абая, который для меня всегда был образцом, я принял для себя, как единственно приемлимый путь человечности, чистоты и честности, а потому, поскорее освободив свою голову от всего путаного и наносного, вступил на путь накопления знаний», — так Шакарим подчеркивает, как считает исследователь, М. Мырзахметов, «свою раннюю причастность к моралистической философии Абая, и в этом, надо полагать, заключен немалый смысл».
Терпеливо изучая труды просветителей Востока и Запада, поднимавших и решавших проблемы нравственности, прослеживая историю становления мысли, связанной с философией морали, оценивая их критически, поэт отбирал созвучные своей душе.

Лет тридцать по крупицам собирал,
И здравым смыслом стала – честь моя.
С собой возьму, что должна вмесить она, — так размышляет Шакарим, отдавая дань мыслям Абая об «уме озаренном».

И тридцать лет кропотливого поиска он посвятил своему трактату «Три истины», начав его в 1898-м и завершив в 1928 году.
Его размышления об осознании мира есть три истины – это материалистическое мировоззрение, теологическое миропонимание и совесть. В глубоко содержательной интерпретации этих трех истин мыслитель, обращаясь к значительным достижениям мировой науки, в конечном счете, делает соответствующие выводы, опираясь на собственные знания, разум и жизненный опыт.

В своей работе мыслитель остро ставит вопрос об Истине. Что есть Истина? К сожалению, говорит Шакарим, ни материализм, ни идеализм не приблизились к Истине. Анализируя и сопоставляя две позиции — материалистическую и идеалистическую, Шакарим предлагает свой вариант решения этой проблемы. При этом он замечает, что путь к Истине не всегда прямой, он сопряжен с многочисленными ошибками, пересмотром многих основ, ранее считавшихся аксиоматическими. Подчеркивая сложный, тернистый путь к Истине, мыслитель писал: «Истину человек видит и воспринимает не просто глазами, а глазами разума…».

Страницы: 1 2 3