Акбаев Жакып (1876-1934)

1Жакып Акбаев – общественный деятель, представитель наиболее передовой части казахской интеллигенции, член правительства Алашорды, по образованию юрист-правовед.

Жакып Акбаев родился 25 октября 1876 года в ауле Тониректас Бериккаринской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области в семье зажиточного крестьянина. В 1886 году окончил Каркаралинский городской казахский интернат, обучался в Омской и Томской гимназиях. Затем поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил с дипломом 1-ой степени. Во время учебы в ВУЗе он всегда отличался целеустремленностью, неуемной жаждой знаний, желанием получить разностороннее образование. Свидетельством этому служат и письма Акбаева на имя руководства университета с просьбами дать ему разрешение на прослушивание лекций профессора мнемоники С.Фейнштейна в г. Одессе и продолжение учебы в Санкт-Петербургском Археологическом институте. В годы учебы в столице России политические взгляды Жакыпа формировались в демократическом русле. Монархическая власть, несправедливость, коррумпированность государственного аппарата навели молодого человека на мысли о судьбе своего народа. В Санкт-Петербурге Жакып близко сходится с людьми прогрессивных взглядов, на встречах с ними поднимаются политические вопросы, касающиеся изменения устройства государства на конституционной основе, о необходимости давать отпор несправедливости власти. Будучи студентом, Ж. Акбаев пишет и публикует две статьи. Одна из них, в которой критикуется налоговая политика государства, увидела свет в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Впоследствии статья была переведена на казахский язык и опубликована в 1900 году в № 12 газеты «Дала уәләяты». Для защиты диплома Жакып Акбаев выбрал тему «Семейно-брачное право у казахов». Спустя годы, в период его нахождения под стражей, он продолжил работу над развитием этой темы и в 1907 году опубликовал ее в работах Семипалатинского подотдела Русского географического общества. Ему первому из казахов присваивается ученая степень магистра права.

Жакып Акбаев начал свою трудовую деятельность в судебной палате города Омска. В августе 1905 года он получил должность судьи 2 участка Омского арбитражного суда.

В июле 1905 года в Омске состоялось заседание руководителей царской администрации, на которой генерал-губернатор Степного края Сухотин поставил вопрос о запрете представителям казахского народа принимать участие в выборах в Государственную думу. В этой связи при содействии Алихана Букейханова 22 июля 1905 года на имя Николая II отправлена телеграмма за подписью 42-х представителей казахской интеллигенции Каркаралинского уезда, осуждающая политику царского чиновника. Непосредственно подготовкой этого документа занимался Жакып Акбаев.
Жакып Акбаев активно участвует в демонстрациях, проходивших на улицах Омска, в связи с объявлением царского манифеста от 17 октября Акбаев выступает на них с речью. Впоследствии ему были предъявлены обвинения, и он был уволен из органов юстиции за политические взгляды.

11 ноября 1905 года газета «Степной край» сообщила, что бывший кандидат на судебные должности при Омской судебной палате Акбаев вышел в отставку и выехал в Степь. Затем он организует ряд митингов в городе Кереку и станции Баянаул. В выпусках за ноябрь-декабрь 1905 года «Степной край» поместил ряд корреспонденции из Каркаралов. Эти заметки говорят о произволе чиновников, взяточничестве, нуждах простого народа. Корреспонденции подписаны то Якупом Мурзой Акпаевым, то под псевдонимом Сэром Кариным.

После возвращения в Каркаралинский уезд Жакып Акбаев полностью посвящает себя общественно-политической деятельности. Скоро он стал известен как организатор Каркаралинского митинга, которая проходила 15 ноября 1905 года. Вместе с А.Букейхановым, А.Байтурсыновым участвовал в написании Каркаралинской петиции, выразившую протест против колониального гнета казахского народа.

11 января 1906 года Акбаева арестовывают за «государственные преступления и измену» и отправляют в Семипалатинскую тюрьму. Позже его посылают в ссылку в Капальский уезд Семиреченской области. Но и там Жакып Акбаев продолжает критику колониальной политики царизма и выступает в защиту угнетенного народа.
После заключения Ж.Акбаев в 1907 году от аула № 4 Беркаринской волости избирается выборщиком по избранию члена Государственной Думы от Семипалатинской области, был членом Семипалатинского подотдела Русского географического общества.

В 1908 году Жакыпа Акбаева выслали в Омск с последующей ссылкой в Якутию. В 1910 году за продолжение антицарской агитации снова выслали, уже в Тобольск.
Во время ссылки в 1909 году пишет письмо сенатору графу Палену, в котором дает глубокий анализ политико-экономического, социально-бытового положения колонизированного Казахстана, рассказывает о тяжелом положении Края.

В 1910 году министерство внутренних дел вынесло постановление о запрещении жить Акбаеву в пределах Семипалатинской и Тургайской областей. Он поселяется в городе Караганде. Ведет агитационно-массовую работу среди шахтеров. Был арестован и отправлен в Семипалатинск. Февральскую революцию Ж. Акбаев встретил в Каркаралинске. Гонения Акбаева не прекращались и после Февральской революции. В этой связи заместитель председателя Казахского комитета Каркаралинского уезда известный поэт Нарманбет вместе с Букейхановым направляют письмо в вышестоящие органы в поддержку Акбаева, а комитет принимает соответствующее постановление. Результат оказался положительным. (из интернета)

В 1912–15 годах он занимается адвокатской деятельностью. В 1915–16 годах снова арестовывается за сопротивление царской власти. После освобождения из тюрьмы в начале 1917 года активно участвует в движении Алаш. Жакып Акбаев – один из близких друзей Алихана Букейханова, его сподвижник в организации партии «Алаш-Орда». В июле 1917 года был избран делегатом Всеказахского съезда, участвовал в создании проекта программы партии Алаш. На 2-м Всеказхаском съезде, которая проходила с 5 декабря по 13 декабря 1917 года был избран членом правительства Алашорда. С октября 1917 года Ж. Акбаев возглавляет Каркаралинский земельный уездный комитет.

В 1917 году Казахский комитет Каркаралинского уезда открыл в его честь «Медресе Якуба» (Жакыпа) с бесплатным обучением.

В 1906–1918 годах (с перерывами) Акбаев служил в Семипалатинском окружном суде. В марте 1917 года был арестован Временным правительством за выдвижение политических лозунгов. После прекращения деятельности в правительстве Алаш Орды в 1918 году Акбаев возглавил Каркаралинский казахский комитет.

Колчаковский военно-полевой суд 7 июля 1919 году приговорил Акбаева к расстрелу как врага военно-казачьей диктатуры Колчака и атаманщины по обвинению в подготовке населения к вооруженному восстанию для ее свержения и восстановления Советской власти.

После спасения, в 1919–1927 годах принимал активное участие в организации судебных учреждений в Семипалатинской области, возглавляя юридический отдел Семипалатинского губревкома, был членом Семипалатинского губернского совета народных судей, заведующим юридическим отделом и членом Сырдарьинской окружной коллегии адвокатов. В 1921–1924 годах он являлся инспектором отдела народного образования Каркаралинского уезда и секретарем комиссии по сбору народного фольклора. Жакып Акбаев также исследовал обычное право, в том числе семейно-брачное право казахов, выступал в периодической печати с публицистическими материалами.

В начале 20-века Жакып Акбаев становится одним из самых влиятельных духовных лидеров казахской интеллигенции.

В 1927 году написал свой главный труд «О происхождении казахского народа», который к сожалению, не получил широкой известности. В 1928 году Ж.Акбаев переезжает в село Новотроицкое Чуйского района Джамбульской области и занимается научно-творческой деятельностью. В конце 1929 году Акбаев подвергся незаконным репрессиям и был выслан в Воронеж. И только 1934 году по состоянию здоровья был досрочно освобожден, вернулся в Алма-Ату и в том же году скончался в возрасте 60 лет. Реабилитирован решением Верховного Суда Казахской ССР 28 февраля 1958 года.
В Караганде Жакыпу Акбаеву установлен бронзовый бюст, в Актогайском районе его именем названа школа.

Литература:

1. 63.3 Каз. / А 39 Алаш Орда. Сборник документов / сост. Н.Мартыненко.- Алма-Ата: Айкап.- 1992.- 192 с. (с.84-85)
2. 63.3 (2 Каз.)/А 39 Алаш қозғалысы. Құжаттар мен материалдар жинағы. Сәуір 1920-1928 жж. Движение Алаш. Апрель 1920-1928 гг. Т.3 кн.1 – Алматы: Елшежіре.-2007 (с.6, 17, 109, 114, 130-131, 138,284-285)
3. 63.3 (2 Каз.)/А 39 Алаш қозғалысы. Құжаттар мен материалдар жинағы. Қантар 1929- шілде 1938 жж. Движение Алаш. Январь 1920- июль 1938 гг. Т.3 кн.2 – Алматы: Елшежіре.-2007 (с. 299)

Интернет ресурсы:
Жакып Акбаев: Карагандинский областной суд // krgoblsot.kz/ru/akbaev-zhakyp.html
Дастан Г. Юрист с большим именем //el.kz/bm47869
Дулатбеков Н. Санкт-Петербургские страницы Жакыпа Акбаева. //kp.kazpravda.kz/c/1333076459.