Уровень удовлетворенности читателей библиотеки: анализ
В сентябре-октябре 2013 года среди читателей Восточно-Казахстанской областной универсальной библиотеки имени Абая было проведено социологическое исследование уровня удовлетворенности услугами библиотеки среди читателей.
Дата проведения: сентябрь-октябрь 2013 года. Место проведения: ВКО универсальная библиотека имени Абая: Участники — читатели библиотеки. Количество участников — 1000 человек. Цель: выявление уровня удовлетворенности читателей библиотеки. Ожидаемый результат: улучшение качества обслуживания читателей библиотеки.
В сентябре-октябре 2013 года среди читателей Восточно-Казахстанской областной универсальной библиотеки имени Абая было проведено социологическое исследование уровня удовлетворенности услугами библиотеки среди читателей.
Респондентами исследования стали 1000 человек, анкетирование проводилось в отделах обслуживания библиотеки: на абонементе, в читальном зале, в отделе периодических изданий, в отделе иностранной литературы, на мероприятиях, проводившихся вне библиотеки. Также в анкетировании приняли участие и не обслуживающие отделы библиотеки, отдел рекламы и массовых мероприятий, информационно-библиографический отдел, отдел комплектования и обработки, методический отдел, отдел маркетинга и социально-культурных проектов. К категории респондентов относятся работающие, домохозяйки, студенты колледжей и ВУЗов, в том числе: Медицинская академия, СГУ имени Шакарима, финансово-экономический колледж, КРИС, электротехнический колледж, бизнес-колледж и др.
Среди опрошенных 52,1 % женщины, 47,9% мужчины; 65,3% в возрасте от 15 до 21 года, 20,5% в возрасте от 22 до 30 лет, 4,9% в возрасте от 31 до 40 лет, 4,6% в возрасте от 41 до 50 лет и 4,7% старше 50 лет. По образованию контингент респондентов разделился следующим образом; среднее образование имеют 4,7%, среднее специальное – 55,4% и 39,9% имеют высшее образование.
На первый вопрос: «Какой период времени Вы являетесь читателем нашей библиотеки» 53,9% (539 человек) от числа опрошенных ответили до 1 года, 31,1% являются нашими читателями до 5 лет, 8,1% — до 10 лет и 6,9% — свыше 10 лет.
48,8% опрошенных посещают нашу библиотеку несколько раз в месяц, 39,2% посещают библиотеку один раз в месяц, 9,7% — 1 раз в квартал и 2,3% — 1 раз в год.
Более предпочтительным режимом работы читатели считают все дни недели, кроме субботы (41,9%), на втором месте 30,4% — все дни недели, кроме воскресенья и 27,7% — все дни недели, кроме понедельника.
На вопрос: «Всегда ли Вам удаётся найти в нашей библиотеке нужную информацию» 40,1% респондентов ответили «всегда», 39,3% — «иногда не удается», 16,2% — «иногда удается», 2,7% — «никогда не удается» и 1,7% отметили «другое» подписав, что нужно упорядочить каталоги, поставить электронный каталог для читателей, сделать весь фонд библиотеки с открытым доступом.
63,9% читателей ожидают предоставления библиотечной услуги 5-10 минут, 26,4% — 10-20 минут и более 20 минут ожидают предоставления библиотечной услуги 9,7% читателей.
57,5% из числа опрошенных удовлетворены вниманием и вежливостью библиотекарей всегда, 26,3 % — не всегда, 14,4% — иногда, 1,8% — никогда.
61,6% всегда удовлетворены профессионализмом и компетентностью библиотекарей, 22,8% не всегда, 14,1% иногда удовлетворены профессионализмом и компетентностью библиотекарей и 1,5% никогда не удовлетворены профессионализмом и компетентностью библиотекарей.
Комфортом в нашей библиотеке удовлетворены 61,6% респондентов и 38,4% не удовлетворены комфортом в нашей библиотеке.
52,8% удовлетворены уровнем проведения мероприятий, проводимых специалистами нашей библиотеки, 39,4% отметили строку «пожалуй удовлетворен» и 7,8% не удовлетворены качеством проведения наших мероприятий.
В дальнейшем будут посещать нашу библиотеку 85,8% опрошенных респондентов и 14,8% не будут посещать нашу библиотеку, что связано с отрицательным мнением об обслуживании в библиотеке, с окончанием обучения, с отъездом.
Уровень удовлетворенности в процентном соотношении среди опрошенных был оценен от 2% (0,1% опрошенных) до 100% (36,8% опрошенных), также наибольшее количество уровня удовлетворенности было оценено в 50% (6,1% опрошенных), в 55% (7,7% опрошенных), в 80% (8,1% опрошенных), 90% (8,1% опрошенных).
По смайликам положительное впечатление о нашей библиотеке среди опрошенных было выявлено среди 60,8%, равнодушное впечатление – 31,2% и отрицательное впечатление – 8,0%.
Среди рекомендаций по улучшению работы нашей библиотеки респонденты отметили: побольше компьютеров, новых книг, увеличение срока возврата книг, Wi-Fi, установить телевизор, купить мягкую мебель, открыть кафе или буфет и т.п.