Молодые годы Мухтара Ауэзова пришлись на переломную эпоху, связанную с Октябрьской революцией. Он высоко ценил национальную интеллигенцию того времени. Одних (Ахмета Байтурсынова, Магжана Жумабаева) считал учителями, с другими (Жусипбеком Аймаутовым) поддерживал творческие связи.
Учась в городе, Мухтар Ауэзов заметил резкий контраст между городской и степной жизнью. Тесно связанный с народом, он мечтал изменить эту жизнь, сделать ее добрее, счастливее, свободнее. Именно эти идеи определили начало творческого пути Ауэзова. Эта же мысль пронизывает и большинство первых научных и публицистических статей писателя, опубликованных в различных периодических изданиях.
Еще будучи учащимся учительской семинарии, он принимал активное участие в общественной жизни края. Один из современников Ауэзова Н. Исмагулов отмечает активную деятельность группы патриотов против несправедливости, возглавляемой Мухтаром Омархановичем Ауэзовым.
Окончив в начале 1919 года Семипалатинскую учительскую семинарию, он активно включился в общественную деятельность. После установления Советской власти в городе был создан комитет (губревком), а также отдел по делам казахской молодежи (киротделуправление), возглавляемый Мухтаром Ауэзовым. В феврале 1920 года в городе собрался Курылтай (учредительный съезд), который проводился на казахском и русском языках. Ауэзов на нем отвечал за работу на казахском языке. В повестку съезда был включен вопрос об организации КазЦИКа. От Семипалатинской губернии членом исполнительного комитета был выдвинут Мухтар Ауэзов. Одновременно он участвовал в издании газет, журналов, возглавлял народное просвещение.
Осенью 1920 года прогрессивная молодежь г. Семипалатинска объединилась в организацию «Ес Аймак», которая вела просветительскую работу среди населения, пропагандируя новые традиции, разъясняя отрицательные стороны обычаев, как многоженство, калым, и другие. Мухтар Ауэзов помогал ее руководителям наладить и творческую работу: в постановке сатирических спектаклей, организации айтысов, коллективов художественной самодеятельности. Коллектив «Ес Аймака» поставил спектакли по произведениям Мухтара Ауэзова «Ел агасы», «Байбише –токал», «Енлик — Кебек».
По воспоминаниям Галиакпара Торебаева «…В начале 1921 года Мухтар написал четырехактовую драму «Жены соперницы», посвященную теме равноправия женщин. И эту пьесу мы, члены труппы «Ес Аймак» поставили под руководством Мухтара 23 марта 1921 года в клубе имени Свердлова, когда там проводилась первая семипалатинская областная конференция женщин». В архиве есть сведения о том, что Ауэзов принимал участие в проведении конференции женщин мусульманок и прочитал лекцию о международном положении» /см. Султанбеков М. Ауэзов в Семипалатинске // Иртыш.- 1983.- 28 сентября/.
С 1920 по 1922 годы Ауэзов работал на различных постах партийной и советской работы, занимался журналистикой.
В 1920 году после образования Киргизской (Казахской) автономной республики Мухтара Омархановича Ауэзова пригласили в Оренбург на работу в аппарат КарЦИКа на должность ответственного секретаря. В 1921 году он был назначен заведующим казахским отделением Казахского народного суда. В этот период выходит ряд его статей, посвященных нравственным и экономическим вопросам: «Обязанности казахских служащих», «О казахских подразделениях» и другие. С ноября 1921 года Ауэзов стал членом Президиума КазЦИКа, а в апреле 1922 года направлен в длительную командировку в город Семипалатинск.
10 сентября 1922 года Мухтара Омархановича избрали делегатом Семипалатинского губернского съезда Советов, после чего он вернулся в Оренбург. Затем годы учебы в Среднеазиатском университете, потом Ленинградском государственном университете, далее аспирантуре Среднеазиатского государственного университета Ташкента. Во время учебы в Ленинградском университете, Мухтар Ауэзов вновь возвращается в Семипалатинск. В 1924 – 1925 годах он преподавал в казахском педагогическом техникуме, был членом методического совета губоно, действительным членом Семипалатинского подотдела Русского географического общества и заместителем его председателя. Осенью 1925 года Мухтар Омарханович Ауэзов вновь уезжает из Семипалатинска. Теперь навсегда поменялось место жительство писателя, общественного деятеля Мухтара Ауэзова. Теперь в Семипалатинске он бывал наездами. Он посещал наш город в 1926, 1940, 1945, и в 1957 году в свой 60-летний юбилей.
Объективные трудности рождения нового общества не могли не оказать влияния и на формирование мировоззрения Мухтара Ауэзова, его становления как писателя, мыслителя, общественного деятеля.
Последний период жизни писателя был наполнен большой общественной деятельностью. В качестве члена Советского Комитета защиты мира он много сделал для укрепления взаимопонимания между Востоком и Западом. Ауэзов был первым казахским писателем, побывавшим на американском континенте.
Многообразная деятельность Мухтара Омархановича Ауэзова, посвященая миру и дружбе между народами, делу сближения и взаимообогащения культур, еще при жизни получила признание не только в нашей стране, но и за рубежом.
Мухтар Омарханович Ауэзов награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почета», медалью «За трудовую доблесть», а в период Великой Отечественной войны почетными грамотами. К 60-летию со дня рождения ему присвоено звание «Заслуженный деятель науки Казахстана».
Сложным путем шел писатель к трибуне, с которой он мог говорить от имени казахского народа. В свое время Мухтар Омарханович Ауэзов писал, что «величие человека не в чем-то одном, а в его разнообразных внутренних и внешних качествах». Эти слова можно отнести и к личности самого Мухтара Ауэзова.
Султанбеков М.Всю жизнь с Абаем: монография.- Семипалатинск :ЛитПИА «Айпара». — 226 с.
Тайжанов А.Т.М.О.Ауэзов – мыслитель – Алма-Ата: Ғылым, 1991.- 167 с.
Ауэзов М. «У меня нет ощущения, что у нашего общества какие-то неодолимые проблемы» [Союз писателей Казахстана в 70-е годы] // Панорама.- 2001.- 28 сентября.- С.4 .
Зулхаров Г. История одного письма // Вести Семей.- 2010.- 5 августа.- С.4
Султанбеков М. Ауэзов в Семипалатинске // Иртыш.- 1983.- 28 сентября.