В 20-30 годы XX века перед молодой Казахской республикой стояли задачи ликвидации безграмотности, проведения всеобуча среди населения. В проведении этой работы непосредственное участие принимали молодые казахские учителя, писатели, ученые, такие как Молдагали Жолдыбаев, Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин и другие. В развитие народного образования большой вклад внес и казахский писатель, ученый и педагог Мухтар Ауэзов.
Ауэзов считал, что просвещение народа, воспитание и образование детей являются важнейшей задачей в обществе. Молодой Ауэзов понимал, что только знания и образование придают человеку силы, только просвещение может вывести казахский народ на путь свободного развития.
Мухтар Омарханович не оставил специальных научных трудов по педагогике, но его взгляды на проблемы образования раскрыты в многочисленных публикациях, посвященных этой тематике. Они представляют несомненный практический интерес и в настоящее время.
Мухтар Ауэзов в пору увлечения просветительскими идеями уделял большое внимание вопросам народного образования, воспитанию молодого поколения. Так, в статье «Наука» в 1918 он писал: «Человек становится плохим не от рождения. Это зависит от среды, в которой он рос, от воспитания. Человек вступает на хороший или дурной путь в подростковым возрасте.. Чтобы вырастить гуманных людей надо воспитывать молодежь, воспитывать с раннего возраста» / Тайжанов А.Т. М.О.Ауэзов – мыслитель – Алма-Ата:Ғылым, 1991.- С.38/. Эти мысли педагога актуальны и сегодня.
Чтобы получить разносторонние знания, считал мыслитель, уже в школе необходимо изучать такие предметы, как история, литература, естествознание, математика и другие в тесной связи с жизненными потребностями.
Мухтар Ауэзов высоко ценил практическое значение науки, направленной на познание тайн природы. Значение науки он видел в том, что она должна способствовать правильному познанию материального мира, совершенствованию человека.
«Чтобы посеять в душе человека чистые духовные ростки, считал Ауэзов, нужно образцовое воспитание. Чтобы достигнуть цели в воспитании, воспитатель должен обладать прекрасными достоинствами и быть мыслящим человеком. Лишь владея этими качествами, можно воспитать разумного человека» / Тайжанов А.Там же.- С.40/
Цель воспитания он видел в развитии всего лучшего, доброго в человеке, его творческих способностей. Мухтар Ауэзов понимал, что личный труд каждого отдельного человека в итоге есть труд общественный, в котором человек развивается, не теряя своей индивидуальности, но к такому труду он должен быть подготовлен через общественное воспитание и образование.
Работая над проблемами педагогики, ученый обратил внимание на то, что развитие человека происходит не только в школе – оно в значительной степени зависит от окружающего среды, общественного строя. Воспитывая человека, нельзя не учитывать всех этих обстоятельств, которые могут содействовать педагогическому процессу, осуществляемому школой. Мухтар Ауэзов придерживался просветительских идей Абая Кунанбаева и Ибрая Алтынсарина, которых считал своими учителями.
Придавая большое значение народному образованию, особенно обучению детей, Мухтар Ауэзов пишет статью «Дело образования». В ней он подчеркивал, что необходимо открыть национальные школы, и считал это первостепенной задачей. Он указал на три главные причины, которые мешали созданию национальных школ. Это — нехватка учителей для начальных классов, отсутствие учебников, и отсутствие школ более высокой ступени для продолжения учебы
В статье, напечатанной в газете «Қазақ тілі» за 31 декабря 1920 года, Ауэзов размышляет о том, что нет на территории Казахстана ни одной школы, ни одного клуба, где дети казахов могли учиться и получить образование на родном языке.
Как педагог и литературовед, Мухтар Ауэзов особое внимание уделял развитию казахского языка и проблемам перевода. Этой теме посвящена его статья «О культуре и чистоте казахского языка», опубликованная в газете «Аул» за 1925 год. Особенно требовательным был педагог к качеству перевода литературных произведений и учебных пособий для детей школьного возраста.
В 1925 году, будучи студентом Ленинградского университета, Ауэзов заканчивает рукопись «История казахской литературы». В этом научном труде, он представляет казахскую литературу за период «из глубины веков до абаевских времен», включая шедевры казахской словесности В нем автор, исходя из просветительских задач, также раскрывает историю человеческого общества.
Мухтаром Ауэзовым написан и примерный вариант хрестоматии как пособия для преподавателей русского языка начальных классах казахских школ. Учебник издан под названием «Новый аул». В него вошли стихи и отрывки из произведений Александра Пушкина, Ивана Никитина, Демьяна Бедного, других авторов, которые имели воспитательное значение и были легкодоступными для восприятия. Хрестоматия состоит из семи разделов. В ней даны сведения об окружающей среде, образе жизни, занятиях, традициях и обычаях казахского народа. Заслуга Мухтара Ауэзова в том, что эта хрестоматия стала первым изданием этого вида литературы для казахской детворы в период становления народного просвещения в Казахстане.
В 1930 годы Мухтар Ауэзов издает в Кызыл-Орде книгу «Подросток». Она составлена в соответствии с учебной программой начальных классов как учебное пособие для молодежных школ. В книге представлены три раздела, куда вошли 38 небольших рассказов и стихов. Большинство из них знакомит читателей с явлениями природы, с картинами быта и традициями разных народов. Эта книга сыграла огромную роль в воспитании населения, служила в то время настольной книгой для целого поколения.
В 1930 году согласно решению Наркомпросса республики была издана «Программа и инструкции обучения в школах крестьянской молодежи». Это была первая учебная программа, составленная по определенной системе, в которой указывалось, что и как изучать в казахских школах крестьянской молодежи. Мухтар Омарханович был одним из авторов раздела «Иллюстрированная литература», посвященного вопросам преподавания казахской литературы. Программа представляет большой интерес для изучения взглядов писателя в области дидактики. Эта программа по казахской литературе начинается с предисловия и включает в себя разделы «Чтение», «Живая речь», «Письменная работа», «Взаимосвязь литературной деятельности с общественно-полезными делами» и «Изучение литературных произведений по жанрам». Она рассчитана на трехгодичный срок обучения в качестве экспериментального варианта. Мухтар Ауэзов приводит имена писателей и предлагает рекомендательный список произведений, написанных ими. В программе материалы для изучения размещены в зависимости от степени сложности: более простые, легкодоступные для понимания, затем более трудные, требующие подробного и глубокого анализа.
Как ученый – педагог, Мухтар Омарханович придавал большое значение воспитанию молодого поколения, обогащению его знаний путем самообразования. В работах Мухтара Ауэзова разработаны основы методики самостоятельной работы учащихся и самообразования. В программе придается большое значение навыку читать. Следует отметить, что данная программа являлась научным трудом, созданным в результате глубоких размышлений, на основе накопленного опыта и тщательно изучения проблем развития литературы.
Труды Мухтара Омархановича Ауэзова «История казахской литературы», «Подросток», «Новый аул», «Программа и инструкции обучения в школах крестьянской молодежи» явились большим вкладом не только в развитии казахской литературы, но и в развитие общественных наук того времени.
Особое внимание заслуживают его педагогические взгляды на роль учителя в воспитании подрастающего поколения. Эту профессию Мухтар Ауэзов считал одной из самых ответственных, благородных. По словам ученого, учитель должен быть человеком, хорошо знающим требования свого времени, борцом необразованности, невежества и бескультурья, носителем высоких идеалов. Важнейшим педагогическим принципом он считал единство воспитания и обучения. Гордость за достижения в стране, любовь к Родине, чувство дружбы и солидарности с народами – Мухтар Омарханович считал важнейшими качествами, которые необходимо воспитывать у молодежи. Он призывал молодежь и учителей быть активными творцами самой истории. Эти взгляды остаются актуальными и в наше время.
Кроме литературного творчества, Мухтар Ауэзов занимался педагогической деятельностью. Много работал с аспирантами как научный руководитель. Многие его ученики впоследствии стали учеными, известными деятелями науки.
Заслуга ученого в том, что он сыграл важную роль в проблеме просвещения казахского народа, обобщении педагогического опыта и теории преподавания.
Султанбеков М. Всю жизнь с Абаем: Монография.- Семипалатинск:ЛитПИА «Айпара», 1995.-225 с.
Тайжанов А. Педагогические взгляды Мухтара Ауэзова: Книга для учителя.- Алма-Ата: Рауан, 1990.- 69 с.
Тайжанов А.Т. М.О.Ауэзов – мыслитель.- Алма-ата: Ғылым, 1991.- 167 с.