Творчество Шакарима отличается широтой диапазона, для которого характерны и мотивы радости, и глубокий трагизм. Поэт задушевно воспевал реальные картины жизни, красоту родной природы, горячо откликался на события и явления казахской действительности конца 19 — начала 20 веков.
Шакарим оставил богатое литературное наследие. Написанные им произведения с 1878 по 1904 годы вышли отдельными книгами. Кроме того, им создано более 20 песен. Он одновременно и автор стихов, и автор музыки.
Шакарим успел стать одним из самых знаменитых авторов казахской литературы еще дооктябрьского периода. Его сборник «Казахское зеркало» (Қазақ айнасы»), поэмы «Калкаман-Мамыр» и «Енлик-Кебек», выпущенные сразу тремя книгами в одном только 1912 году в Семипалатинске, принесли непреходящую славу и определили его место в истории казахской литературы. Кроме этого Шакарим создал поэмы «Лейли и Меджнун», «Нартайлак и Айсулу», «Смерть Кодара», «Дума», «Жизнь забытого», роман «Адиль и Мария», сборник рассказов «Сад роз» (Байшешек бақшасы), много басен, афоризмов, загадок, философской лирики и т.д. Шакарим также обращается к сюжетам мировой литературы. Он перевел известный роман американской писательницы Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», рассказы Льва Толстого, а произаические произведения А.С.Пушкина «Дубровский» и «Метель» он преподнес в поэтическом переводе.
Большую популярность приобрела в народе его книга «Шежіре» (Казахская летопись), изданная в Оренбурге в 1911 году, которая и поныне имеет неизмеримое историко-познавательное значение.
К философской лирике и трактатам Шакарима подвели философские мысли западных философов как, Платон, Демокрит, Камиль, Герберт Спенсер и многие другие.
Он размышляет над социальными вопросами своего времени, мечтал о справедливом устройстве жизни – без насилия власти имущих, свирепого эгоизма и косности. Он задавался вопросами:
В чем вера, что есть душа,
Исчезну ли я совсем после смерти?
Кто сотворил этот многообразный мир?
Шакарим был убежден, что главнейшая наука для человека – это наука совести. И эту науку можно преподать, обучить людей с детства.
К трудам Шакарима философской направленности считается трактат «Мусульманство», «Родословная» (1911г.), рукописная работа «Три истины».