Духовное наследие известного казахского мыслителя, философа и гуманиста Шакарима не только интересно, но и во многих отношениях уникально.
Шакарим всегда совершенствовал свой духовный мир и многое мог объяснить: что значит в философском понятии жизнь и смерть, личность и мир. Тонко чувствовавший Смерть, как неизбежный рок, вставший перед ним как знамение жестокой истории, писавший:
Все тревожнее думы мои, все тревожней…
Издалека приходят они, осторожно,
Где-то рядом совсем затаилась смерть,
Не решаясь пока войти в круговерть
Моей жизни…
/Пер. Б.Канапьянова/.
Шакарим в своих произведениях воспел Жизнь, не догадываясь, что именно данный парадокс сделал его литературное наследие полным философского осмысления.
Вся его жизнь есть образец для подражания. «После смерти Абая, который для меня всегда был образцом, я принял для себя, как единственно приемлимый путь человечности, чистоты и честности, а потому, поскорее освободив свою голову от всего путаного и наносного, вступил на путь накопления знаний», — так Шакарим подчеркивает, как считает исследователь, М. Мырзахметов, «свою раннюю причастность к моралистической философии Абая, и в этом, надо полагать, заключен немалый смысл».
Терпеливо изучая труды просветителей Востока и Запада, поднимавших и решавших проблемы нравственности, прослеживая историю становления мысли, связанной с философией морали, оценивая их критически, поэт отбирал созвучные своей душе.
Лет тридцать по крупицам собирал,
И здравым смыслом стала – честь моя.
С собой возьму, что должна вмесить она, — так размышляет Шакарим, отдавая дань мыслям Абая об «уме озаренном».
И тридцать лет кропотливого поиска он посвятил своему трактату «Три истины», начав его в 1898-м и завершив в 1928 году.
Его размышления об осознании мира есть три истины – это материалистическое мировоззрение, теологическое миропонимание и совесть. В глубоко содержательной интерпретации этих трех истин мыслитель, обращаясь к значительным достижениям мировой науки, в конечном счете, делает соответствующие выводы, опираясь на собственные знания, разум и жизненный опыт.
В своей работе мыслитель остро ставит вопрос об Истине. Что есть Истина? К сожалению, говорит Шакарим, ни материализм, ни идеализм не приблизились к Истине. Анализируя и сопоставляя две позиции — материалистическую и идеалистическую, Шакарим предлагает свой вариант решения этой проблемы. При этом он замечает, что путь к Истине не всегда прямой, он сопряжен с многочисленными ошибками, пересмотром многих основ, ранее считавшихся аксиоматическими. Подчеркивая сложный, тернистый путь к Истине, мыслитель писал: «Истину человек видит и воспринимает не просто глазами, а глазами разума…».
Исходя из этих положений, Шакарим приступает к анализу материалистической картины мира, отталкиваясь при этом от эволюционной теории Дарвина. Мыслитель говорит, что все живое, что существует на этом свете, начиная от мельчайших, невидимых глазу созданий до самого человека, печется о благополучии и продолжении своего рода. Это называется «борьба за существование». Одни люди ищут блага и счастья для себя, другие — для рода-племени, третьи — для всего человечества. Но достижение человеком полного счастья на этом свете невозможно.
Останавливаясь на материалистических исследованиях П.Гассенди, Р.Декарта, И.Ньютона, К.Линнея, на открытиях электрона и света, Шакарим приводит аргументы мыслителей, отрицавших существование разумного Хозяина-Творца. «Первопричина всех существующих, не исчезающих, хотя и изменяющихся, способных к росту и развитию, вещей — атом, наделенный силой вещества», во-вторых, все, что реально существует в мире, — это путь естественного происхождения, в-третьих, путь сородства. «Творца — нет, поскольку, как уже говорилось, все существующее создается самопроизвольно». В-четвертых, чувственные восприятия. «Всякую вещь мы прежде всего постигаем чувствами… Если бы существовал разумный создатель-хозяин, отпала бы всякая необходимость в подобных природных причинах», в-пятых, многообразие. «Посмотреть на этот мир, сколько в нем многообразного… О чем это говорит? Да о том, что каждая вещь происходит сама по себе. Из этого видно, что Творца нет.».
С этими материалистическими аргументами, отрицавшими Хозяина-Творца, можно было бы согласиться, говорит мыслитель. Но как быть с явлениями магнетизма, спиритизма, телепатии? Как объяснить сверхприродные способности че¬ловека действием особой энергии своей души усыплять другого и внушать ему те или иные действия или поступки (магнетизм), или вызывание духов умерших (спиритизм), или умение устроить перекличку духов умерших (телепатия)? Шакарим утверждает, что раз эти явления существуют, значит, они должны заслуживать внимания исследователя. Эти явления, говорит Шакарим, не создаются и не движутся сами по себе. У них есть своя причина. Но у данной причины так же должна быть причина. Тогда должна быть коренная беспричинная причина; И этой беспричинной причиной, Шакарим называет Создателя, Хозяина-Творца. Вопрос «Кто же Верховный Творец?» Шакарим оставляет открытым, ограничившись замечанием, что этого не могли понять и объяснить муллы старой религии, поскольку любая из религий слаба и неопытна в познании тайн происхождения всего сущего.
Стремясь исследовать сущность Хозяина-Творца, Шакарим приходит к открытию, что Истина пребывает в душе каждого человека, которая, по его мнению, «живет» самостоятельной жизнью. «Человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве я называю русским словом — совесть… Сердце человека, так и не поверившего в это, не смогут очистить ни одна наука, никакое искусство, ни один путь и никакой закон… Но, если человек в полной мере уверует в то, что совесть это первейшая потребность души, тогда ничто не сможет сделать его сердце черным и черствым», к таким мыслям приходит Шакарим в этом труде и продолжает развивать дальше их в своем поэтическом наследии.
Он задавался вопросами:
В чем вера, что есть душа,
Исчезну ли я совсем после смерти?
Кто сотворил этот многообразный мир?
Неустанно черпая знания по различным отраслям, будь-то философия и естествознание, физика и медицина, Шакарим постоянно возвращался к проблеме души человека — ее качествам, сущности, различным проявлениям. И делая вывод о том, что «при каждом следующем процессе круговорота душа идет к новому качественному восхождению», степной мыслитель продолжал развивать взгляды любимого им русского писателя Л.Толстого, который возлагал большие надежды на нравственное совершенствование личности.
Шакарим был убежден, что счастье человека определяется богатством его души и нравственностью деяний. Счастлив тот, полагал мыслитель, кто с любовью и честно трудиться. Любить дитя человеческое, как своего родного ребенка, справедливо к нему относиться – вот оно истинное счастье, считал Шакарим.
Абай в своих назиданиях из «Книги слов» писал: «Мудрецом или мыслителем можно назвать только того, кто своим умением, размышлениями и опытностью дошел до сознания высших духовных сил и обязательно соединяет в себе любовь и правду» Именно таким мудрецом предстает перед нами Шакарим.
Амирбаев А.Мировоззрение Шакарима Кудайберды улы в культурно-историческом контексте: Автореферат.- Алматы, 1994.- 22 с.
Мырзахметов М. «Три истины» Шакарима / В кн.: Шакарим Кудайбердиев Трни истины.- Алматы, 1991, с.35
Гайнуллина Ф. Философское наследие Шакарима и эстетические поиски XXI века // Шакарим.- 2009 — №1.- 45-47
Шыбынтаева М, Три истины – скромность, справедливость, доброта // Наше дело.-1998.- 3 сентября.- С.9
Нысанбаев Ә.Н., Барлыбаева Г.Ғ Философия Шакарима // Шәкәрім әлемі.-2006.- №1.- С.13-24