Литературное, философское наследие Шакарима раскрывается во всей своей глубине. Его трактат «Родословная тюрков, киргизов, казахов, ханов» изданный в 1911 году в Оренбурге – оригинальный труд об этнической истории образования казахского народа и ряда тюрских племен.
Главная особенность лирических произведений Шакарима в том, что он является мыслителем, философом. Шакарим в казахской поэзии создал ранее незнакомые виды философской лирики, сделал большие открытия в этой области. Шакарим Кудайбердиев оставил много размышлений и философских заключений о природе, обществе, людях.
«Родословная» – историко-научное произведение, где впервые для того времени по определенному научному принципу систематизирован огромный фактический материал об этногенезе казахского народа, о связях различных племен и родов, о некоторых исторических событиях.
В труде «Мусульманство», вышедший в 1912 году, своеобразно сочетается религиозное и светское прочтение Корана с целью использования его канонов для нравственных, просветительских идей. Шакарим по-своему воспринимает и трактует Коран и его понимание носит больше просветительский характер. Он считал, что священная книга предназначена для самоочищения, самовозвышения и воспитания людей, и каждый получает возможность нравственного возрождения.
Уникальным философским трудом является «Уш анык» («Три истины»), где он разработал оригинальную концепцию человеческого бытия. В гармонии и благоденствии общества Шакарим видел путь к Нравственности, к Человечности, к Совести с большой буквы: «Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия». К философской лирике и трактатам Шакарима подвели философские мысли западных философов как Платон, Демокрит, Камиль, Герберт Спенсер и многие другие.
Он размышлял над социальными вопросами своего времени, мечтал о справедливом устройстве жизни – без насилия власти имущих. Он задавался вопросами:
В чем вера, что есть душа?
Исчезну ли я совсем после смерти?
Кто сотворил этот многообразный мир?
Шакарим был убежден, что главнейшая наука для человека – это наука совести. Эту науку можно преподать, обучить людей с детства. Это основная тема его работы «Три истины». Это уникальный философский труд, в котором он разработал оригинальную концепцию человеческого бытия
Мыслитель всегда совершенствовал свой духовный мир и многое мог объяснить: что значит в философском понятии жизнь и смерть, личность и мир. В философской лирике есть вера в абсолютную истину
«Следуй за правдой, а не за псевдорелигией и псевдознанием»
«Подумайте, где находятся разум и знания,
В какой форме они находятся в теле?
Знать, верить, нравиться – дело разума,
Когда вредно, а когда полезно?»
Философская лирика Шакарима, часто обращавшегося к философии Востока и Запада, стихи Магжана в этом направлении свидетельствуют о том, что философская лирика в некоторой степени утвердилась в национальной поэзии. Концепция антропологической философии «познай самого себя» и истина хадиса пророка Мухаммеда «Познав самого себя, познаешь Всевышнего», исламское сознание, истоки которого берут начало в Священном Коране, праведный путь найдут особое отражение в творчестве Шакарима. Произведениям поэта присуща автобиографическая память, в которой наблюдается не голая констатация жизненных фактов, а формулируются мудрые мысли, определяющие каноны истины.
Познавательные понятия философской лирики Шакарима, поднявшие такие словосочетания, как «любовь-чувственность», «разум-сердце-смелость» на качественно новый уровень, являются продолжением традиции Абая. Свойственный философской лирике авторский взгляд, выраженный в названии произведения, ярко проявляется в первой строфе стиха:
Подумайте, где находятся разум и знания,
В какой форме они находятся в теле?
Знать, верить, нравиться – дело разума.
Когда вредно, а когда полезно?
В будущем, философская лирика Шакарима как художественная философия, вобравшая в себя качества, свойственные трем типам познания мира, должна исследоваться как приоритетное направление в национальной науке.
1. Вопросы шакаримоведения: Научный сборник / Сост. Шанбай Т. – Новосибирск: Талер – Пресс, 2007.- 584 с.
2. Баймагамбетова Л.М. Поэт, мыслитель, правдоискатель // Семипалатинские вести – 2003.- 10 октября.- С.3
3. Есим Г. Казахская философия. // Мысль. – 2004. – N 7. – С. 2 – 4
4. Нурбосынова Л. Смысл жизни как социально-философская проблема в казахской философии начала ХХ века.// Мысль. – 2003. – N 8. – С. 41 – 45.
5. Нысанбаев А. Барлыбаева Г. Философия Шакарима. // Шакарим алеми. – 2006. – N 1. – С. 13 – 24.