Арип Танирбергенов
На гребне крупных волн казахской поэтической стихии 19 века возвысилась заметная фигура Арипа Танирбергенова, подлинного народного поэта.
Арип Танирбергенов выходец из бедной семьи, в юности, по выбору местного волостного управителя, попал в русскую миссионерскую школу в г.Семипалатинске. Одновременно с русской школой, он посещал мусульманскую школу – медресе. В итоге приобрел солидное русское образование, подчеркнул знания об устно-поэтическом творчестве родного народа, изучал восточных классиков. Достаточно владея родным и русским языками, Арип в то же время мог читать литературу на татарском, арабском и персидском языках, изучал китайский язык.
В молодые годы А.Танирбергенов увлекался сочинением различных поэм в духе религиозно-мифологической восточной поэзии. Затем он понял бесполезность такого рода занятий. Осмысление событий своего времени, осознание отсталости родного края побудили поэта встать на просветительский путь, указанный его знаменитым земляком Абаем Кунанбаевым. Учась у Абая, слушая его советы, Арип развивал свое поэтическое дарование, обогащал идейное содержание своих произведений. Активно он начал заниматься просветительской деятельностью, открыл у себя дома школу для детей, обучал их по мере возможности русскому языку, вел занятия по русским учебникам. Следуя Абаю, Арип старался ознакомить казахских читателей с произведениями русских классиков, прежде всего А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.
Дореволюционное творчество А.Танирбергенова характеризуется народно-демократическим духом. Во многих его произведениях звучит призыв к знаниям, к изучению наук. Как и Абай, он осуждал простое времяпровождение. Своим современникам он советовал изучать стихи Абая.
А.Танирбергенов сравнивал мир с океаном, а науку с кораблями. Будучи последователем просветительских идей Абая, А.Танирбергенов всячески возвышал разум. По его мнению, разуму соответствуют шесть качеств: доброта, честь, стыд, терпение, предосторожность.
В стихах, написанных на протяжении почти полстолетия, автор затронул самые различные вопросы общественно-политической и культурной жизни своего времени.
Арип Танирбергенов дожил до Октябрьской революции, которая застала его в старости, но он встретил ее как представитель угнетенных масс казахского народа. Арип воспел в своих стихах революцию, пролетариат.
Его первый сборник стихов «Не забывайте меня» увидел свет только в 1969 году.
Зулхаров Г. Подлинный народный поэт. // Иртыш.- 1996.- 8 октября.
Евгений Титаев
Поэт, журналист, сказочник Евгений Алексеевич Титаев родился 29 декабря 1957 года в Семипалатинске. После окончания средней школы поступил в медицинское училище. Там он увлекся горным туризмом, участвовал в художественной самодеятельности. Первые газетные публикации стихов состоялись как раз в этот период. Учась в медицинском училище, стал посещать литературное объединение «Иртышские огоньки», которым в то время руководила Н.Чернова, ныне известная поэтесса и переводчица. Просуществовавшее до начала 80-х годов, литературное объединение было местом встреч и обмена мнениями, жарких споров и дискуссий, как начинающих, так и именитых поэтов и прозаиков. Эти годы — очень насыщенные в творческой биографии Е.Титаева.
Стихи, рассказы, повести и сказки Е.Титаева часто публиковались в газетах и журналах. Одна за другой выходят его сборники стихов: »Доктор Стук» ( Алма-Ата, 1982), »Иртышанка» (коллективный сборник, Алма-Ата), »Горизонт» (Алма-Ата, 1986).
Начав, как поэт, Евгений Титаев вскоре пробует себя в прозе, пишет небольшие рассказы. Затем открывает для себя огромный континент детской литературы.
Так, в 1986 году в издательстве »Жалын» увидела свет книга »Сказки моего города», куда вошли шесть небольших рассказов – сказок. Книга эта была интересна уже тем, что маленький читатель здесь не встретил традиционных персонажей народных сказок, и язык совсем другой, и ситуации не очень привычные. Нет как будто обязательной борьбы добра со злом, присущей привычной сказке, нет и явной назидательности. А есть в этих рассказах-сказках для современных детей неназойливое приглашение побродить вместе с автором по родному городу и внимательным, очень добрым взглядом посмотреть вокруг, приглядеться к людям, котам, цветам, к предметам, которые в таком множестве нас окружают. Автор утверждает, что вокруг много сказок »коротких и звонких, похожих на воробьиное чириканье. Протяжных, словно гудок парохода на реке. Голубых, красных, пестрых… В них много солнца, улыбок. Они ужасно непоседливы… только успевай записывать.»
И маленький читатель, доверчивый по натуре своей, уже настроен на встречу, готов к удивлению, ждет его. И главное — верит. Вот тут-то и стоит перед автором большая задача: убедить читателя, что очень важно »чтобы Дожденок отдавал городу свое тепло», а »снежинки падали, чтобы не было гололеда», что »главная мечта Одуванчиков — путешествовать…» Повесть — сказка »Дорога чародеев» была опубликована в 1995 году в республиканском журнале »Простор». В основе увлекательного сюжета повести — история о том, как добрая ведьма Беатриса волей неведомого заклятия попадает в наш город. По ее просьбе четверо школьников — Вера Белова, Володя 1 тестеров. Костя Лысухин по прозвищу Муромец и первоклассник Муратик — отправляются в волшебную страну. Чтобы разрушить злые чары ребятам предстоит пройти по дороге Чародеев из города Кедробурга в город Светлавль. Дети с честью проходят все испытания…
Е.Титаев — автор многожанровый. Его влекут не только рассказы стихи, но и драматургия. В Семипалатинском театре им. Достоевского была осуществлена постановка его пьесы-сказки «Ветерок, давай дружить!» (1998).
Вместе с семипалатинскими композиторами Г. Ахунжановым, В. Коротковым, О. Джанияровым поэт создал ряд песен.
Алексеев Н. Сказки моего города. // Иртыш.- 1986.- 2 декабря.
Гайнуллина Ф. Литература Семипалатинского Прииртышья.-Семипалатинск, 2002.- С. 126-127.
Коган Э. Сказки твоего детства // Иртыш.- 1986.- 30 декабря.
Смирнова Д. Тот, кто сочиняет сказки // Голос народа.- 1998.- 1 января.
Кашаф Туганбаев
Туганбаев Кашаф Айтжанович родился 20 мая 1924 года в селе Кайнар Абайского района Семипалатинской области. К.Туганбаев – участник Великой Отечественной войны.
К.Туганбаев в 1941-1942 гг. и в1946-1948 гг. работал ответственным секретарем районной газеты «Социалистик шаруа». В 1948-1951 гг. заведующим отделом культуры исполкома Абайского района. Затем работал в редакции областной газеты «Семей таны». В 1974-1984 годы К.Туганбаев был директором Республиканского литературно-мемориального музея имени Абая в Семипалатинске. С 1984 года Кашаф Туганбаев находится на творческой работе.
Печататься К.Туганбаев начал в сороковые годы в республиканских журналах и газетах. Его первый поэтический сборник «Партбилет» вышел в 1958 году.
К.Туганбаев является автором сборников стихов «Ручеек», пьесы «Красный Катран», посвященной коллективизации, жизни аула. По данной пьесе Семипалатинский областной театр поставил спектакль.
Творчеству К.Туганбаева присуще поэтичность, стремление к обобщениям.
1. Казахская ССР: Краткая энциклопедия.- Т.4.- Алма-Ата: Каз.Сов.энциклоп., 1991.- С.559-560.
2. Писатели Казахстана: Справочник.- Алма-Ата:Жазушы, 1982.- С. 243.
Дмитрий Черепанов
Дмитрий Феофанович Черепанов родился 16 июня 1907 года в селе Верх-Убинском, в семье деревенского жестянщика. Детские и юношеские годы писателя прошли в родном селе, а затем в Усть-Каменогорске, где он окончил педагогический техникум. Именно здесь, в педтехникуме преподаватель обществоведения М.Аванусьев-Алтайский привил Д.Черепанову любовь к литературе. Д.Черепанов входит в литературное объединение «Звено Алтая», пробует свои силы в литературе.
После его окончания Дм. Черепанов поступил в Семипалатинский педагогический институт, после, окончания которого, он работал в финансовых органах, учителем, но основной профессией Д.Черепанова в течение почти всей жизни была журналистика. Несколько десятилетий Д.Черепанов проработал в Семипалатинской областной газете.
Дмитрий Черепанов принимал участие в разгроме кулацкого восстания в Прииртышье, четыре года находился на фронтах Великой Отечественной войны. В период службы в рядах Советской Армии был в Польше, Германии, Чехословакии, Венгрии, Иране. Принимал активное участие в комсомольской и партийной работе, был секретарем комсомольских ячеек, членом бюро горкома комсомола, секретарем партбюро. Начало писательской деятельности Д.Черепанова относится к 30-м годам, но серьезное внимание литературному творчеству начал уделять после Великой Отечественной войны.
Путь в большую литературу для него был тернист, долог, прерывист. Первой ступенькой была газета «Прииртышская правда», в которой с 1930 года стал работать будущий летописец Прииртышья, певец родного края. Первые стихи и рассказы Д.Черепанова были напечатаны уже в 1926 году в «Крестьянском журнале» и «Журнале крестьянской молодежи».
Многие произведения автора посвящены антирелигиозной теме, но основной темой произведений Д.Чепанова является тема революционных событий в Прииртышье, тема воспитания молодежи и борьба за сохранение природы. В издательствах Казахстана вышли его романы «Крутизна», маленькая трилогия «Камень на дороге», публицистические очерки «По зову сердца», «С докладом выступит другой», документальная повесть «Туман из ущелья» и др. Большой популярностью у читателей пользуется книга Д.Черепанова «Имена на обелисках», посвященная событиям Октября и гражданской войны в Семипалатинске.
В 1937 году Черепанов неожиданно и внезапно был арестован, но через месяц отпущен, за недостатком улик. По пьесе Д.Черепанова « Звезда падучая» Семипалатинский русский драматический театр им. Ф.Достоевского поставил спектакль. Дмитрий Черепанов является автором многих рассказов и очерков, которые были опубликованы на страницах периодических изданий. Его труд был отмечен грамотой Верховного Совета Казахской ССР, всеобщим признанием почитателей его литературного таланта.
Алексеев Н. Неизвестный Черепанов. // Иртыш.-1992.-10, 13, 15 октября.
Алексеев Н. После «часа прощания». // Иртыш.-1997.-12 июня.
Базанов В. Писатель. Журналист. Человек. // Наше дело.- с писателем.
Титаева Т. Афтографы на форзацах. // Спектр.- 2001.- 1 июня.- С. 6.
Надежда Чернова
Надежда Чернова – наша землячка, замечательная поэтесса, переводчица. Надежда Михайловна Чернова родилась в 1947 году в селе Баянаул Павлодарской области, но свою литературную судьбу она надолго связвла с Семипалатинском.
В 1971 году Н.Чернова окончила факультет журналистики Казахского государственного университета имени С.М. Кирова.
Работала Н.Чернова помощником режиссера, редактором Семипалатинского областного комитета по радиовещанию и телевидению, литературным консультантом Семипалатинского межобластного отделения Союза писателей Казахстана, редактором издательства «Жалын», литературным сотрудником газеты «Ленинская смена», сотрудником журнала «Простор».
В литературную среду Семипалатинска Надежда Чернова вошла еще школьницей, и сразу обратила на себя внимание. Одно из ее ранних стихотворений Надежды Черновой, посвященное юности и положенное на музыку известного советского композитора Л. Афанасьева, прозвучало по Всесоюзному радио.
Первый поэтический сборник «Возраст августа» вышел в свет в 1978 году. Этот сборник говорит о многогранности ее таланта, умении владеть словом.
У каждого поэта свои истоки, связанные с местом рождения, природой этой местности, отчим домом и родным очагом. Все это у Н.Черновой – в нашем Прииртышье. Поэтому сосновый бор, иртышские волны естественно вплетаются в художественную ткань ее стихотворений.
«Черновой свойственен дар видеть и любить прекрасное, находить его в мельчайших движениях человечности, души, в окружающей природе, в поступках людей. В ее стихах мир выглядит ярко, светло, объемно, она не боится сказать, что мир прекрасен. Одно из достоинств поэтессы – искренность и высокая культура чувств. Поиски прекрасного во всем, притягательная сила человеческого общения, борьба за прекрасное – проходят через все творчество Н.Черновой», — отмечает Ю. Плотников.
В 1979 году выходит сборник «Цветущий саксаул», в 1983 году – «Помню», в 1996-ом – «На два голоса». Сборник «На два голоса» посвящен памяти замечательного русского поэта Олега Постникова. Сборник состоит из трех разделов. Первый – «В кругу друзей» – представлен окружением О. Постникова. Здесь можно найти стихи-посвящения, шутки, экспромты. Второй раздел – это переписка О. Постникова и Н.Черновой. Третий раздел называется «Приди и останься».
Поэтесса обладает редким слухом, стихи Черновой удивительно меловичны. Творческая палитра Н.Черновой не замыкается в пределах картин родного края, ее творчество отличается большой содержательностью и большой силой интернационализма. Она — подленный мастер стиха.
В 2002 году Надежда Чернова выпустила сборник «Солнцеворот», в который вошли стихотворения, созданные в разные периоды творчества автора.
Гайнуллина Ф.А. Литература Семипалатинского Прииртышья. – Семипалатинск, 2002. – С. 116-119.
Султанбаев М. Самоопределение. // Иртыш. – 1979. – 6 января.
Титаев Е. Искусство помнить. // Иртыш. – 1996. – 23 июля. – С. 4.
Ади Шарипов
Ади Шарипов родился 19 декабря 1912 года в деревне Мариновка Жарминского района Семипалатинской области. Закончив школу, Ади Шарипов направился в столицу. Ему пришлось учиться в Казахском педагогическом институте в смутные тридцатые годы. В 1934 году студенту Шарипову неожиданно подвернулась работа технического секретаря, которую ему предложил Ильяс Жансугуров, который был в то время председателем Союза писателей Казахстана. Нелегко было совмещать учебу и работу, но как вспоминает сам писатель: «Я терпел, да и интересно было». В 1937 году Ильяса Жансугурова арестовали как врага народа». Надвигалось что-то страшное, что неминуемо должно коснуться и меня»,- вспоминал А.Шарипов. На одном из комсомольских собраний поступило заявление, что Шарипова необходимо исключить из комсомола, так как он является пособником врага народа Жансугурова, а его братья – японские шпионы. После собрания А.Шарипов пошел к декану. Это был интеллигентный русский человек, который, выслушав Шарипова, посоветовал ему исчезнуть из Алма-Аты, а когда все утрясется, продолжить учебу. Покинув столицу, Ади Шарипов устроился в Ташкенте, затем перебрался в Ашхабад. Вернулся в Алма-Ату только через год. Во время широкой мобилизации в армию, Ади Шарипов попросил направить его на службу в любое место. Полк, в котором служил Адий-ага, с первых дней войны вел неравные бои на Украине. Начинаются формироваться партизанские отряды, Становится партизаном и Ади Шарипов. Двадцать семь месяцев воевал Шарипов в партизанском отряде, ходил в рейды по тылам врага в Белоруссии, в Брянских и Смоленских лесах.
Первые повести Ади Шарипова – о содружестве народов. Первая диссертация ученого Шарипова – тоже о содружестве. Ади Шарипов написал монографию о творчестве, личности замечательного казахского поэта Жумагали Саина «Жизнь и творчество Ж.Саина», выбор этот был не случаен, поскольку Саин тоже фронтовик, партизан. В 1974 году А.Шарипов опубликовал монографию «Современность и проблемы развития казахской советской литературы», составил хрестоматию по казахской литературе для 9-го класса средней школы. Одна за другой выходят книга А.Шарипова о войне, о мирной жизни, печатаются его научные труды. Книга «История одной шубы» посвящена автором украинской девушке, которая, выздоравливающему после ранения, Ади Шарипову сшила шубу. После войны Ади Шарипов сдал эту шубу в музей. Повести «История одного полушубка», «Дочь партизана» переведены на многие языки народов бывшего СССР и принесли писателю широкую известность. Ади Шарипов был министром просвещения и министром иностранных дел республики, работал заместителем Председателя Совета Министров Казахстана, работал директором Института литературы и искусства Академии наук Казахстана.
За творческую и общественную деятельность Ади Шарипов награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», медалями. Ему присвоено звание заслуженного учителя Казахской ССР.
Медведев А. Отважный партизан. // Казахстская правда.-1985.-4 мая.
Щеголихин И. Верность содружества. // Ленинская смена.-1983.-25 января.