Музей располагался на улице Загородная (ныне улица Жамакаева) в доме земляка Абая, Бекбая Баисова. Именно здесь семипалатинские друзья Абая отмечали когда-то сороковой день после его смерти, да и при жизни поэт не раз бывал в этом доме. В 1944 году музей переезжает в дом Ануара Молдабаева, расположенным по улице Комиссарская, 132. В этом доме при жизни поэт был всегда желанным гостем.
Экспозиция музея в этом здании пребывала до 1966 года.В 1947 году музей стал отделением Академии наук Казахстана.
К 50-м годам XX-го века казалось, что все признали Абая основоположником казахской литературы, но вокруг личности поэта неожиданно возникла бурная полемика. И музей Абая попал в такую опалу, что от него отказались и Академия наук, и Министерство культуры. Только в 60-е годы Министерство культуры Казахской ССР осмелилось возвратить музею статус республиканского.
В 1966 году музей переезжает в третий раз, в дом купца Романа Ершова, что по улице Ленина, 12. Неизвестно бывал ли Абай в этом доме, как в домах Б. Баисова и А.Молдабаева, но нередким гостем здесь был его друг Е.П.Михаэлис.
5 апреля 1990 года Совет Министров Казахстана принял Постановление о преобразовании музея Абая в историко-культурный и литературно-мемориальный музей-заповедник.
В 19-ти залах музея разместились материалы, отражающие эпоху поэта, источники его творчества. Многочисленные исторические документы, памятники письменной литературы, произведения искусства, реликвии бережно хранимые здесь, несут в себе чувства, мысли людей различных национальностей и времен, своеобразно преломившихся в творческой судьбе и жизненном пути нашего великого земляка.
Ибраева У. Истоки вдохновения // Наше дело.- 2012.- 2 февраля.- С.7
С созданием музея открылись новые горизонты и возможности привести в Семипалатинск художников, коллекционеров, расширять экспозиции. В эти годы окрепло знакомство Татьяны Александровой Стромской, директора музея, с Юлием Владимировичем Невзоровым. Она пригласила Ю.Невзорова выставить свою знаменитую личную коллекцию в Семипалатинске. Приглашение было принято. Коллекция картин, таким образом, оказавшаяся в Семипалатинском музее, собиралась тремя поколениями семьи Невзоровых. Ей более ста лет. Сам Ю.Невзоров первую картину купил в 1930 году, когда ему было 17 лет, истратив весь свой первый заработок. Это был пейзаж К.Брейделя, фламандского художника. В коллекции семьи Невзоровых полотна картин И.Крамского, И.Шишкина, К.Брюллова, А.Саврасова и многих других знаменитых художников.
Ю.В.Невзоров работал с семнадцатью музеями самых разных городов, но наиболее проникновенное понимание искусства Ю.Невзоров встретил в Семипалатинске. Семья Невзоровых передала в дар Семипалатинскому музею более 500 произведений русского, советского и зарубежного искусства. В 1991 году музею было присвоено имя семьи Невзоровых.
В экспозиции музея достаточно полно представлены пути развития русского искусства конца XVIII — начала XX века. Раздел изобразительного искусства Казахстана включает в себя наиболее яркие и самобытные имена отечественной художественной культуры. Значительный интерес вызывает небольшой отдел западноевропейской живописи и графики конца XVI — начала XX века. Завершает экспозицию музея искусство стран СНГ двадцатого века — России, Средней Азии, Грузии, Армении Украины и других. Лицо музея определяет коллекция дореволюционного русского искусства. Всего в фондах музея хранится свыше 3600 произведений искусства.
Выставки из коллекции музея побывали в крупных городах Казахстана. При музее работает лекторий, детская художественная студия, в концертном зале проводятся вечера классической музыки. Музей имеет реставрационную мастерскую, где осуществляется консервация и реставрация картин.
Алиева Т. Орден от Медведева // Арна.- 2011.- 10 февраля.- С.4
Рязапова Т. «Лица, где город вчера» // Вести Семей.- 2011.- 15 апреля.- С.3
Из сохранившихся описей видно, что в состав имущества музея входило 17 шкафов-витрин коллекций по 414 названиям 2296 предметов. Коллекции заключали в себя материалы по этнографии, археологии, зоологии, горному делу и т.д.
Активное участие в работе по сбору экспонатов принимали Маковецкий, Абай Кунанбаев, местные краеведы братья Белослюдовы, политические ссыльные Долгополов, Леонтьев. В 1896 году в жизни музея произошло важное событие — музей принимал участие во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.
В 1902 году музей помещается в доме Зенкова, на углу Омской и Мещанской улиц. В 1904 года музей переводится в дом Извекова по Знаменскому переулку. В 1977 году музей осуществил переезд в здание являющееся памятником истории архитектуры, дом губернатора. Экспозиция отдела «Природа» размещается на площади 108 кв. м., знакомит посетителей с природными богатствами Семипалатинского края. Этот раздел представлен в музее геологической картой, четырьмя макетами-диорамами, отражающими основные этапы развития жизни на Земле.
Интересна палеонтологическая коллекция музея: кусок ствола окаменелого дерева, окаменелые раковины аммонитов, черепные кости носорога, бизона, бивни, зубы, позвонки, бедренная и тазовая кости мамонтов, затылочная часть черепа пещерного медведя, панцирь окаменелой черепахи.
В экспозиции музея отражены четыре ландшафтные зоны региона. На стендах представлены виды растений, поперечные спилы древесины и семена древесных пород. Животный мир края показан в диорамах по зонам и представлен чучелами птиц и животных.
Залы «История региона» знакомят посетителей с древнейшим периодом истории нашего края, археологией, со становлением государственных объединений на территории Казахстана, историей образования Семипалатной крепости, зарождением и развитием революционного движения в крае, культурой и бытом казахского народа. Значительное место в экспозиции отведено истории торговли региона в XIX-XX вв. Индустриализация, коллективизация, культурное строительство, Великая Отечественная война, восстановление разрушенного народного хозяйства заняли особое место в экспозиции музея.
В выставочном зале посетители знакомятся с достижениями Семипалатинского Прииртышья в области культуры, искусства, спорта, этапами становления независимого Казахстана.
Илиуф Х-М. Клуб «Жер-Су» // Вести Семей.- 2011.- 2 августа.- С.4
Левина Ф. Добро пожаловать в обновленный музей // Вести Семей.- 2012.- 24 января.-С.1
Левина Ф. Незабываемые встречи // Вести Семей.- 2012.- 24 февраля.- С.2
Пять лет — двенадцатую часть жизни — прожил в Казахстане, главным образом в Семипалатинске, гений русской и мировой литературы Ф.М.Достоевский, в те годы «рядовой» 7-го Сибирского линейного батальона из политических преступников. Омские каторжные годы Федор Михайлович считал вычеркнутыми из жизни временем, когда он «был похоронен живой и закрыт в гробу». В музее накоплен солидный фонд экспонатов. Сотрудники музея ведут большую научную и просветительскую работу, организуют экскурсии, выставки, лекции, кинолектории, литературные вечера.
В 1911 году, через 30 лет со дня смерти писателя, улица Крепостная, на которой стоит дом, где он жил, была переименована в его честь. В 1965 году, когда в этой части города развернулось строительство, дом Достоевского остался нетронутым. Его решено было сохранить для потомков. В 1968 году Семипалатинск, которому тогда исполнилось 250 лет, посетил внук писателя — Андрей Федорович До¬стоевский. В то время еще не было музея, зато в доме Достоевского помешалась библиотека, на адрес ее поступали письма, редкие изда¬ния, различные документы. Эти материалы стали первичным фондом будущего музея. Музей является членом международного «Общества Достоевского».
7 мая 1971 года в сохранившемся деревянном доме почтальона Ляпухина, в котором Достоевский снимал квартиру в 1857-1859 годах, был открыт литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского. В 1976 году к старому дому по проекту московского архитектора В.Ф.Власова была сделана современная пристройка. В архитектуру здания была заложена идея памятника-книги. Двухэтажное каменное строение имеет две стороны ломаных стен, как бы сложенных из полуоткрытых книг. Стены здания оформлены композициями «Кабинет писателя» и «Петербург Достоевского» (художники В.Гукасов, С.Широков, В.Одноколкин).
В образный ряд литературной экспозиции включены монументальные росписи «Кровь», «Пот», «Слезы», «Приобщение» (художник Г.В.Козлитин), представляющие наиболее драматические сюжеты биографии писателя и его героев. Центром экспозиции является композиция «Мертвый дом». Рельефные портреты каторжан, проступающие из стилизованной деревянной решетки, представляют разноликий мир каторги, соединяющий в себя святость, изверство, высокую духовность и обнаженный цинизм.
Сегодня музеем Ф.М.Достоевского накоплен значительный фонд, который дает возможность создавать самые разнообразные по тематике выставки: это и постижение всего многогранного творчества Ф.М.Достоевского, это и отражение духовных исканий писателя-философа в графических работах художников, это и знакомство с семипалатинской стариной. Кроме этого у музея Достоевского много друзей, которые стремятся поделиться своим умением, мастерством со всеми горожанами.
Гузеева М. По следам Достоевского //Наше дело.-2004.-11 марта.-С.6
Гуляева Е. Второе рождение музея // Спектр.- 2011.- 12 октября.- С.4
Зозуля М. Новое ощущение мира Достоевского // Арна.- 2011.- 13 октября.- С.9
Назирова Е. Как это было // Наше дело.- 2010.- 18 ноября.- С.8
Халел А. Пророк и писатель // Наше дело.- 2011.- 17 февраля.- С.6
Музей связи
Экспонаты в музее представлены в следующих разделах: краеведение, почтовая связь, телеграфная связь, телефонная связь, радиосвязь, радиовещание, телевидение. Они уникальны тем, что многие из них действующие и представлены за период с XIX века по XXI век, есть оборудование американского производства, полученное во время Великой Отечественной войны.
В первом разделе представлена история зарождения и развития города на Иртыше, включая плана крепости, а также преобразование крепости в город — центр Семипалатинской области. Здесь же можно увидеть первый план будущей застройки города, утвержденный лично императором Александром II в 1865 г. Раздел почты — богат документами, фотографиями, действую¬щими экспонатами. В разделе телеграфии можно увидеть уникальный экспонат XIX века — телеграфный аппарат Морзе. Впервые он застучал в Семипалатинске в 1872 году.
В разделе радиосвязи и радиовещания можно увидеть фотогра¬фии первой студии радиоузла в Семипалатинске и ее аппаратуры. Редкий экспонат в разделе телевидения — первый массовый телевизор КВН 1949г. с линзой, позволяющей увеличить изображение в четыре раза.
Бережно хранятся в музее фотографии ветеранов связи, внесенных в книги Почета и Трудовой славы, за последние 40 лет. К знаменательным датам в музее оформляются тематические стенды.
Ежегодно проводятся экскурсии со школьниками, учащимися колледжей, гражданами города. Познакомились с музеем связи и гости из-за рубежа: России, Германии и Швейцарии.
Наряду с просветительской работой музей проводит большую исследовательско-краеведческую работу, о которой постоянно рассказывают на телевидении, а также на страницах городских газет. Краеведческий материал музея был представлен на Республиканском телевидении.
Музей связи активно участвует в общественной жизни города, во всех мероприятиях, проводимыми музеями города Семея. В настоящее время музей расположен в здании колледжа радиотехники и связи.
Жанболов А. «Спаси и сохрани…»: Музею связи — 10 лет //Семипалатинские вестн.-2002.-7 июня.-С.4
Жуков П. Знай свой край, сделай его лучше // Спектр.- 2006.- 2 августа.- С. 6
Пархоменко Е. И один в поле воин… //Арна.-200б.-27 апреля.-С.б
Музей истории полиграфии, периодической печати и книгоиздания основан 22 сентября 2000 года в день 150-летнего юбилея Семипалатинской типографии.
Экспозиции музея знакомят с историей полиграфии в Семипалатинском крае, начиная с 1850 года, когда усилиями местных купцов была открыта первая в городе типография. 1 октября 1854 года торжественно открывается Семипалатинская область и Семипалатинск сразу из заштатного города превращается в областной центр. Город начинается стремительно строиться. В 1858 г. заканчивается строительство 3-этажного здания Областного правления, в котором размещается уже государственная типография.
В первом разделе представлен видеоряд зданий и улиц Семипалатинска XIX и XX веков. В экспозиции музея подлинный наборный стол середины XIX века, шрифты, штампы, различные формы и приспособления для изготовления штампов и печатей, образцы печатной продукции того времени.
Первое периодическое издание — «Публикации по Семипала¬тинской области» вышло 3 января 1869 года, и начиная с 1871 года и до 1919 г. постоянно выходили «Семипалатинские областные ведо-мости». С копиями первых изданий и подлинными образцами многочисленных газет, издававшихся за все годы существования типографии можно ознакомиться в разделе музея «Периодика».
Из полиграфического оборудования несомненный интерес вызывает редкая в наши дни ручная бумагорезальная машина, тигельный печатный станок, почти без изменений 300 лет царивший в типографиях и линотип — Механическая строкоотливная машина, заменившая тяжелый труд наборщиков ручного набора и позволившая оперативно издавать газеты до компьютерной эры.
Гордостью и славой любого предприятия являются его люди — профессионалы своего дела. Стенд «Полиграфисты» знакомит с ветеранами типографии, отдавшими весь свой талант и опыт любимому делу. Разнообразие всевозможных видов и образцов полиграфической продукции — от визитки до книг, выпускаемых в настоящее время ОАО «Семей Полиграфия» размещается на аналогичном стенде.
Завершает экспозицию стенд под символичным названием «XXI», на котором выставлены образцы продукции самой современной мировой полиграфии, новейшие полиграфические технологии и материалы.
Биданова А. Полтора века печатного слова // Казахстанская правда.- 2006.- 27 октября.- С.9
Рязапова Т. Хранители старины // Арна.- 2007.- 17 мая.- С.6
Перцева Н. Печать времен // Наше дело.- 2009.- 15 февраля.- С.6
Этот музей ветераны Отечественной войны образно назвали громадной книгой о бессмертном подвиге воинов и многонационального народа в борьбе с фашизмом. Вот уже более 30 лет существует в нашем городском Дворце культуры музей Боевой Славы — уникальный, подобного ему нет во всей Восточно-Казахстанской области. Среди музеев, имеющихся в нашем городе (в школах, на предприятиях) он занимает одно из первых мест, так оценивают горожане, посетившие его. Экспозиции двух залов музея отражают историю и славу Советской Армии в борьбе с фашистскими войсками, создают душевный настрой, помогающий прочувствовать саму силу человеческого духа. Стенды раскрывают жестокие бои у Москвы, у Сталинграда, на Курской огненной дуге, у Ленинграда, раскрывают триумфальные сражения на Одере, в Восточной Пруссии, у стен Праги, Будапешта и Берлина. Имеются экспонаты, которые обличают все злодеяния фашистов в лагерях смерти и при их отходе. Словом, экспонаты, документы, фотосъемки, письма, проржавленные гильзы, каски и оружие — все наделено памятью: воспринимаются умом и сердцем как великий бессмертный подвиг воинов и многонационального народа.
Экспозиции двух залов музея отражают историю и славу Советской Армии в борьбе с фашистскими войсками, создают душевный настрой, помогающий прочувствовать саму силу человеческого духа. Стенды раскрывают жестокие бои у Москвы, у Сталинграда, на Курской огненной дуге, у Ленинграда, раскрывают триумфальные сражения на Одере, в Восточной Пруссии, у стен Праги, Будапешта и Берлина. Имеются экспонаты, которые обличают все злодеяния фашистов в лагерях смерти и при их отходе. Словом, экспонаты, документы, фотосъемки, письма, проржавленные гильзы, каски и оружие — все наделено памятью: воспринимаются умом и сердцем как великий бессмертный подвиг воинов и многонационального народа.
Другой зал посвящен местному материалу, нашим землякам — участникам войны. А именно, как в годы войны в нашем городе были сформированы и отправлены на фронт две дивизии. Первая из них, 238, в начале войны защищала Москву, освободила город Алексин в Тульской области, принимала участие в освобождении Риги и закончила свой славный боевой путь в Прибалтике. За одержанные боевые победы дивизии было присвоено звание 30 гвардейской. В конце 1941 года — начале 1942 гг. была сформирована 8 дивизия, первым населенным пунктом на его пути стал Новомосковск, затем Воронеж, дивизия форсировала Днепр, брала город Ямполь и освобождала Чехословакию. Ее стали называть 8 Ямпольской дивизией. Обе дивизии награждены орденами Боевого Красного Знамени, 8 дивизия награждена орденом Суворова II степени.
В Семипалатинске во время войны было развернуто 6 военных госпиталей, куда раненные поступали целыми эшелонами. Их круглосуточно выхаживали врачи, сестры, нянечки, санитарки. Тысячи раненных вернули в строй семипалатинские госпитали. В музее имеются документы того времени. Один стенд музея Боевой Славы посвящен Героям Советского Союза Семипалатинского Прииртышья. Всего их 52.
Члены Совета музея Боевой Славы во главе с его руководителем В.М.Мамедбаковой, проводя экскурсии-беседы с посетителями, с теплотой и уважением доносят до души и сердца историческое значение Победы, свершенной благодаря силы и мощи человеческого духа, основанного на святом чувстве патриотизма и братской верности многонационального народа. Работники музея боевой славы систематически по приглашению руководителей учебных заведений и командиров воинских частей военного гарнизона нашего города проводят беседы об Отечественной войне и Победе над фашизмом. Активным членами при Совете были ветераны войны, нужно особо отметить экскурсовода — Федора Васильевича Зарубина. Всего в Совете музея 13 человек, из которых 11 — ветераны войны.
Абдухалыков Г. Семипалатинцы в Великой Отечественной //Спекр,-2003.-19 июня.-С.7
Кулеев Б. »Громадная книга» о бессмертном подвиге //Семипалатинс¬кие вести.-2004.-9 июня.-С.11
Палу Д. Никто не забыт, ничто не забыто //Арна.-2002.-3 мая.-С.7
Первое время общественная библиотека работала под непосредственным наблюдением Губернского Статистического комитета, небольшое собрание книг которого послужило основанием для ее фонда. Комитетом были разработаны правила пользования библиотекой, согласно которых за пользование библиотекой взималась абонентная плата. Размер денежного взноса зависел от субсидий Государственной Думы и пожертвований отдельных лиц, на которые существовала библиотека. Вскоре заботу о библиотеке взяло на себя Общество попечения о начальном образовании, выделявшее ежегодно скромные суммы на содержание помещения, оплату библиотекаря и приобретение литературы. В год основания библиотеки было 274 экз. книг, пользовались библиотекой 130 читателей. Под бдительным надзором духовенства, царских чиновников книжный фонд библиотеки рос медленно, обслуживалось небольшое количество читателей.В декабре 1902 года была организована бесплатная читальня, которой в связи с 50-летием со дня смерти Н.В. Гоголя было присвоено имя этого великого классика русской литературы.
В 1906 году, по решению библиотечной комиссии, бесплатную читальню объединяют с общественной библиотекой. Одним из первых посетителей общественной библиотеки был великий казахский поэт и просветитель Абай Кунанбаев. Приезжая в Семипалатинск, Абай засиживался в библиотеки до ночи. Здесь он читает таких авторов как: Дрепер, Дарвин, Спенсер, Бокль, энциклопедические словари и справочники. Но больше всего его влекла русская литература. Летом 1885 года библиотеку посетил американский журналист Джордж Кеннан. В своей книге «Сибирь и ссылка» он писал: «…скромное деревянное здание посредине города с небольшим антропологическим музеем и уютной читальней, где можно найти все русские журналы и газеты и весьма недурной подбор книг. С удивлением я увидел сочинения Спенсера, Бокля, Льюиса, Милля, Дарвина, … романы и повести Скотта, Диккенса… Подобный подбор книг делает честь интеллигенции и вкусу тех, кто его произвел и кто пользовался этими книгами. Благодаря книгам у меня составилось лучшее мнение о Семипалатинске, чем на основании того, что я до сих пор видел и слышал».
Библиотека располагает редкими, уникальными изданиями XVII-XIX веков, такими как: «Энциклопедический словарь» Брокгауз — Ефрона (1890-1904), «Всемирная история» К. Беккера (1845 г.), «Особенности мусульманского права» Б. Тернау (1892 г.), труды И. Дарвина, А.Тимирязева, И.Павлова, «Начало социализма» Г.Спенсера (1890), «Путешествие в Туркестан» А.И.Федченко (1882), собрание сочинений Ф.Шиллера (1875), У.Шекспира (1893), Н.Добролюбова (1892), И.С.Тургенева (1898). Исследователей и любителей книги привлекают уникальные научные издания на русском, казахском, латинском, арабском языках. Сохранены некоторые региональные издания: «Екпiндi», «Социалистiк майдан», «Большевик Казахстана», «Прииртышская правда». В фондах отдела книгохранения можно найти и такие периодические издания как «Вестник Европы», «Исторический вестник с 1880 года», «Голос минувшего», «Апполон», «Русская мысль».
В фонде хранятся справочные издания, которые стали библиографической редкостью: энциклопедические словари, шедевры русской, зарубежной классики XVII-XIX веков. Бесценен краеведческий архив по истории, экономике, географии, этнографии края: «Ученые записки» труды ученых исследователей Средней Азии, Монголии, Китая, «Отчеты Семипалатинского статистического комитета» с 1895 года, «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества».
В пройденном библиотекой пути четко просматриваются три основных периода: 1883-1917 г.г., 1918-1990 г.г., 1991-по настоящее время. Их своеобразие обусловлено общественно-политической и социально-экономической ситуацией в Республике Казахстан, оказавшей влияние на определение приоритетных задач и первоочередных работ в каждом периоде. Если в начале ХХ века в библиотеке существовало всего 2 отдела — абонемент и читальный зал с двумя работниками, то сейчас насчитывается 5 отделов, 3 сектора, где работают 48 работников. Услугами Областной универсальной библиотеки имени Абая в течение многих лет пользуются ежегодно более 20 тысяч читателей. В настоящее время библиотека является одной из крупнейших библиотек Казахстана В разные годы читателями нашей библиотеки были Абай Кунанбаев, Дж.Кеннан, Мухтар Ауэзов, Каныш Сатпаев, Роллан Сейсенбаев.
В течение ряда лет поддерживаются добрые творческие отношения с Семипалатинским филиалом Совета мира и согласия, Международным антиядерным обществом «Невада-Семей», Союзом писателей Казахстана, Ассамблеей народов Казахстана, Ассоциацией учителей английского языка, редакцией международного журнала «Аманат», рекламным агентством «Семей-печать», обществами «Казак тiлi» и «Знание» средствами массовой информации города: ТВК-6, СТР, «Наше дело», «Вести Семей», «Семей таны». В декабре 1992 года Решением Кабинета Министров областная библиотека имени Н.В.Гоголя переименована в библиотеку имени Абая. Во второй половине 90-х годов деятельность библиотеки обогатилась новыми направлениями, в числе которых: освоение компьютерных технологий. В 1995 году библиотека вошла в состав ИФЛА — Международной библиотечной ассоциации, участвовала в конференции, проходившей в Стамбуле.
В 1996 году библиотека выиграла грант фонда «Сорос-Казахстан» и подключилась к Интернет.
В 1997 году приняли участие в работе международной конференции «Крым-97»: «Библиотеки и ассоциация в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества».
Значительным событием в информационном обеспечении пользователей явилось открытие в библиотеке Интернет-кабинета, а затем в сентябре 2002 г. между Международным Советом по Научным Исследованиям и Обменам (IREX) и библиотекой имени Абая был подписан Договор о сотрудничестве и создании Центра общественного доступа в Интернет, который далее стал Интернет центром. Здесь пользователи получают кроме Интернета большой комплекс услуг: электронная почта, сканирование, набор текстов, аренда компьютера и прочее.
Иванченко Я. Возвращенные шедевры // Наше дело.- 2012.- 1 марта.- С.12
Нугуманова Г. Живи танцуя //Вести Семей.- 2012.- 7 марта.- С.4
Нугуманова Г. Профессиональная награда // Вести Семей.- 2011.- 20 декабря.- С.3
Калижанова А. Помогает проверить знания.// Спектр.- 2009.- 17 июня.- С.14
Актерами первой труппы театра были — Сламбек Кыдралин, Р.Жакенов, Шахан .Мусин, И.Матаков, Жумаш .Сакенова, Рабига .Есимжанова.
В театре долгие годы работали: профессиональный певец Амре Кашаубаев, поэт-импровизатор и артист Иса Байзаков, народный артист Каз.ССР Жусепбек Елебеков.
С нетерпением горожане ждали первой премьеры театра. Торжественное открытие театра состоялось 25 мая 1934 года в день начала работы областного слета работников народного искусства. Зрителям был показан спектакль «Месть» по пьесе И.Джансугурова. 9 мая 1935 г. Семипалатинский казахский драмтеатр официально признан вторым государственным театром в республике (первый республиканский театр драмы в Алматы). Наиболее значительными постановками 30-х годов были «Кек» (Возмездие) И.Джансугурова, «Енлик-Кебек» и «Айман-Шолпан» М.Ауэзова и др. В 1940 году главным режиссером театра был назначен Л.Леонов-Вендеровский. В годы Великой Отечественной войны многие из актеров театра ушли на фронт. Тем не менее, коллектив театра в трудные годы вел полнокровную творческую жизнь. В мае 1944 года Семипалатинскому казахскому театру исполнилось 10 лет.
В течение 1934 по 1944 гг. театром были поставлены 2 драмы, 5 музыкальных комедий и оперетт, 7 музыкально-драматических и 44 драматических спектакля.
В биографии театра особенно знаменателен 1945-й год, когда горожане и гости города познакомились с одной из лучших казахских опер –«Абай» Ахмет Жубанова и Латиф Хамиди.
Театр вырастил и воспитал целую плеяду лучших артистов и режиссеров, таких как — актера и режиссера И.Кулатаева, актеров Абдрахманову, Кидралину, Шаймарданову.
За время своего существования драматический театр имени .Абая неоднократно выходил победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании театрально-зрелищных предприятий, награждался Почетными грамотами и дипломами. В 1979 г. Семипалатинский драматический театр преобразован в музыкально-драматический. В 2002 году театр Абая принял участие в 14-ом Всемирном фестивале экспериментальных театров в Кипре и был в десятке лучших театров.
Назирова Е. Дебют // Наше дело.- 2012.- 8 марта.- С.2
Часнык Л. Судьбы прославленных земляков // Рудный Алтай.- 2006.- 28 сентября.- С.2
Шарипханова А. И рукоплещет восхищенный зал // Арна.- 2002.- 27 сентября.- С.4
Его мэтрами можно по праву назвать заслуженную артистку РК Светлану Сергеевну Забелкину, Президентского стипендиата 2000 года Андрея Егоровича Глушкова, заслуженного деятеля искусства РК Людмилу Владимировну Никонову, М.С.Ларичкина, Ф.И.Любецкого, М.И.Иванова — это имена опытнейших артистов, отдавших себя служению театральной музе. Очень заметны творческие высоты театра в последние годы, приглашаются к постановкам новых спектаклей режиссеры, артисты из России, молодые артисты проходят обучение в других странах. По признанию специалистов театрального искусства, введение в репертуар одного сезона четырех классических произведений в текущем году свидетельствует о высоком уровне состоятельности театрального коллектива. «Преступление и наказание» Достоевского, «Чума» по маленьким трагедиям Пушкина, «Зимние фантазии» по пьесе Островского и сегодняшний Горький — сам перечень поставленной драматургии говорит о творческой зрелости и интенсивности работы труппы театра, всех его вспомогательных цехов.
Труппа театра успешно прошла конкурс на право участия в республиканском фестивале, посвященном 15-летию независимости Республики Казахстан. Этой чести были удостоены 11 из 43 театральных коллективов. Среди них — семь национальных казахских и четыре русских драматических. Бессменный руководитель — директор театра Я.В.Горельииков.
Биданова А. Гастроли прошедшие и.. .//Семипалатинские вести.-2006.- 18 мая.-С. 2
Горельииков Я.В. Чехов в нечитающей стране //Наше дело.-2005.-14 июля.-С.7
Назирова Е. Весенний этюд // Наше дело.- 2012.- 8 марта.- С.7
Назирова Е. Яркий след // Наше дело.- 2011.- 6 октября.- С.9
Палу Д. Театр – искусство отдавать // Вести Семей.- 2010.- 18 марта.- С.2
Ни одно мероприятие не обходится без их участия. География выступлений народных коллективов в родном городе и за его пределами весьма обширна. Коллективы побывали в Алматы, Астане, Санкт-Петербурге, Ялте, Казани, Швеции, Америке и т.д. В этом болъшая заслуга руководителей коллективов. ГДК — базовый методический центр развития самодеятельного искусства.
Назаренко Т. Не обмелеет родники народного творчества // Спектр.- 2006.- 7 июня.- С.7
25 сентября 1996 года состоялась официальная презентация театра «Еураз-шоу». Для концертов, проведенных этим коллективом характерны — идейность, лаконичность, оригинальность замысла. Танцевальные композиции «Еураз-шоу» — это большая палитра мысли, образов исторического прошлого и сегодняшнего времени, выраженных через пластику движения.Спектакли «Еураз-шоу» — это мюзикл, балет и оперетта, это настоящий синтез европейских и азиатских традиций: музыки и хореографии, моды и режиссуры.
Награды по заслугам // Спектр.- 2005.- 22 сентября.- С.2
Всем, кто помнит // Семипалатинские вести.- 2005.- 4 ноября.- С.15
Нельзя не вспомнить и о руководителях филармонии за 60 лет его существования. Это — Чавкин Ю.Н. (1945-1947), Семенов-Леоне (1947-1952), Валитов Т.Ф. (1953-1969), Масалимов М.О. (1970-1973), Есбулатова М.К. (1973-1980), Мекишев С.М. (1980-1982), Алин М.С. (1983-1985), Ерсалимов Б.Е. (1985-1988), а с 1988 года филармонию возглавляет известный в республике певец, композитор А.Бейсембеков.
В настоящее время в филармонии действуют: оркестр казахских народных инструментов «Бибигулъ», симфонический оркестр, фольклорный ансамбль «Семей сазы», три детских концертных бригад, лекционные бригады на темы: «Музыкальное наследие Шакарима», «Абайды тында, танырка», «Пушкин и Абай в мире музыки», «Мы любим классическую музыку», «История музыкальных инструментов» и т.д.
Коллективы и отдельные исполнители филармонии с гастроль¬ными выступлениями побывали в Ближнем и Дальнем зарубежьях: во Франции, Германии, Испании, Италии, Венгрии, Турции, Китае, Мон¬голии, России, Украине, Узбекистане, Киргизии и других странах, знакомя народы этих стран с искусством Казахстана.
В 1992 году Семипалатинская филармония провела в Московском зале имени Чайковского свой праздничный концерт, посвященный первой годовщине Независимости Республике Казахстан. Ежегодно филармония с большим успехом проводит свои отчетные концерты в Астане и в Алматы. Артисты филармонии неоднократно являлись обладателями различных титулов международных, республиканских, областных конкурсов и фестивалей.
Гуляева Е. Волшебная сила искусства // Спектр.- 2011.- 17 мая.- С.5
Камбаров Ж. При аншлаге //Спектр.-2005.- 10 ноября.-С.2
Якименко П. Кому не понравилась филармония? //Спектр.-2004.-8 апреля.-С.5
Дворец творчества детей и молодежи стал центром воспитания гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, формирования здорового образа жизни.
Абетова Э, Дворец открывает свои двери // Спектр.- 2011.- 14 сентября.- С.9
Горбачева М. Дворец встречает друзей // Спектр.- 2010.- 15 сентября.- С.10
Пархоменко Е. Трактор будущего, карта вселенной //Арна.-2005.-1 ап¬реля.-С.4
Нуруллин Э. Большие успехи маленьких «непосед» // Вести Семей.- 2009.- 24 сентября.- С.3
С тех пор у этой организации не раз менялся адрес. В красивейших местах острова Полковничий станция юннатов (впоследствии получившая наименование «Биологического центра») обосновалось 20 лет назад по инициативе первого руководителя города тех лет Н.М.Ульянова, почетного гражданина города Семипалатинска (ныне г.Семея). Нынешнее свое обличье биологический центр приобрел при В.Н.Дядове, возглавляющем его вот уже на протяжении 20 лет.
Некогда крохотная станция юнатов преобразилась в уникальное внешкольное учебное заведение, которому нет равных в Казахстане.
В биологическом центре сегодня еще можно любоваться на макаку-резус и яванскую, на гамадрила и лапундера, на европейского муфлона и лошадь Пржевальского. О каждом из 80 видов содержащихся здесь животных знают и могут рассказать много интересного. Не говоря уже о золотом фазане, даже белка обыкновенная (так она значится в реестрах Международной книги) теперь исчезающий вид. А в центре животные даже тех семнадцати редких и реликтовых видов, что занесены в Красную книгу, размножаются. Хотя обычными местами обитания для большинства являются не только Восточный Казахстан и Центральная Азия, но Африка, Австралия, Америка.
Воспитание одухотворенных, влюбленных в природу ее хра¬нителей ведется здесь на научной основе. Коллектив разработал трехступенчатую систему обучения, которая дает детям и молодежи возможность заниматься в соответствии с возрастом и интересами. Четырнадцать педагогов ведут занятия в 57 кружках и секциях экологического и натуралистического профиля первой и второй ступеней обучения. На третьей учащихся приобщают к научно-исследовательской деятельности, вырабатывают стремление к познанию окружающей среды. Немаловажный аспект — выявление одаренных детей, имеющих склонности к биологии, медицине, экологии. Наглядным итогом серьезной, порой долгосрочной работы становятся научные проекты учащихся, которые они защищают в республиканском центре «Дарын», на конференциях «Экология и дети». Многие воспитанники центра связывают выбор своей профессии с биологией. Трудно переоценить и методическую деятельность биологического центра. Здесь проводят семинары-практикумы для учителей биологии, помогают молодым специалистам в организации внешкольной и научно-исследовательской работы учащихся, организуют массовые природоохранные мероприятия, ведут пропаганду экологических знаний в СМИ.
Детский биологический центр не просто учебный полигон, но и зоопарк, она вмещает в себя парковую зону с богатой экскурсионной базой, ставшую любимым уголком отдыха горожан.
Ксенофонтова Н. Восхитительный мир природы // Вести Семей.- 2011.- 4 октября.- С.4
Нурпеисова А. Лошадью Прежевальского ходи // Экспресс К,- 2009.- 11 июня.- С.4
Пархоменко Е. Биология — его призвание //Арна.-2005.- 9 декабря.-С.4
Шарипханова А. Удивительное рядом // Арна.-2004.-5 ноября.-С.8
Церемония открытия монумента «Камень мира Хиросима» прошла в ходе «Акции мира». В торжественной обстановке памятник открыли Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в Казахстане Камохара Масаеси и заместитель акима области Жаксылык Омар.
Памятник представляет собой каменную плиту, которая использовалась в качестве покрытия на железнодорожном вокзале Хиросимы, находившемся в 200 метрах от эпицентра взрыва. Спустя несколько лет после ядерной бомбардировки было собрано 200 таких камней, на каждом из которых впоследствии выгравировали образ японской богини милосердия Каннон и надпись на английском языке «From Hiroshima» — «Из Хиросимы». Было принято решение распространять эти камни в качестве единого символа мира тем странам, которые ведут миролюбивую внешнюю политику. Поэтому в 1991 году в Японии было создано неправительственная организация «Ассоциация Камня мира г. Хиросима», призванная повысить осведомленность граждан различных государств о важности мира посредством установки символичного «Камня мира». Казахстан стал 108 государством, где установлен это памятник, символизирующий стремление людей к миру и разоружению.
Литература:
1. Нуруллин Э. В целях мира и прогресса // Вести Семей. — 2015. — 1 сентября. — С.1, фото
2. Гуляева Е. «Камень мира» // Наше дело. — 2015. — 10 сентября. — С.6