mВ начале XX века в центре внимания общественно-политической мысли казахской интеллигенции оказался основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей и государства. Всплеск к нему научного интереса объясняется его особой актуальностью на тот момент.
Серьезно изучал эту проблему один из ярких представителей казахской интеллигенций Райымжан Марсеков. К сожалению, интерес к его трудам четко обозначился лишь в конце 90-х годов XX столетия. Райымжан Марсеков является одним из выдающихся государственных и общественных деятелей, он был серьезным юристом, талантливым теоретиком и журналистом, идеологом земского самоуправления в Казахстане.

Р. Марсеков родился 7 августа 1877 году в Аиртауской волости Кокпектинского уезда Семипалатинской области [8;1]. Отец — прозорливый и грамотный для своего времени человек, отдал сына в уездную русско-казахскую школу, после окончания, которой Райымжан Марсеков продолжил свое образование в Омской гимназии. Полученные в стенах классической гимназии знания позволили ему в 1896 г. стать студентом Санкт-Петербургского университета. В 1899 году российские высшие учебные заведения охватывают протестные студенческие выступления. Царский режим жестоко их подавляет. Более 800 студентов отчислены. Среди них и Раимжан Марсеков. За ним ведется пристальное наблюдение. Единственный способ переломить ситуацию — продолжить учиться. Его запрос в Санкт-Петербургский университет удовлетворен. И спустя три года в 1902 году дипломированный юрист Раимжан Марсеков начинает свою профессиональную деятельность. Репутация Марсекова растет. Райымжан не жалеет сил, знаний, чтобы оправдать доверие людей. Ведь за каждым рассмотренным им делом стоят их судьбы. Из тысяч таких судеб складывается история и всего народа, лишенного в то время возможности самостоятельно принимать политические решения и выбирать свой путь.
Еще, будучи студентом Раимжан Марсеков начал публиковать свои статьи-размышления о судьбе казахского народа. Эта деятельность развернулась и на страницах журнала «Айкап» и газеты «Казах». Его волнует решение земельного вопроса, проблемы власти и государственного устройства, юриспруденции, развития казахского языка и литературы. Раимжан Марсеков с энтузиазмом поддержал идею созыва Всеказахского съезда. Бурная дискуссия о его необходимости развернулась на страницах первых казахских изданий. Райымжан Марсеков активно участвует в деятельности движения Алаш. В его рядах передовая казахская интеллигенция, которая отстаивает интересы всей нации. Райымжан всей душой и всеми силами отдается идеям и деятельности алашординцев, которые выступают за предоставление автономии казахскому народу.

В 1913 г. он поддерживает идею созыва общекиргизского съезда, примыкая тем самым к деятелям казахской интеллигенции, которые выступили против А. Байтурсынова, А. Букейханова,
М. Дулатова, последние своей задачей видели просвещение казахского народа. «Законы составляются в Петербурге без учета и знаний особенностей местного населения. Закон только в том случае будет соответствовать интересам народа, если он составлен с учетом их интересов. Главный вопрос, который следует обсудить на съезде, — это вопрос о земле, о религии, кто должен быть избран бием, на каком языке должны быть написаны прошения к биям, к земству, к другим службам», — пишет Р. Марсеков.
В 1917 году Р. Марсеков вступает в партию «Алаш», его и еще 18 человек выбирают делегатами на декабрьский съезд от Степного округа вместе с Магжаном Жумабаевым и Жумагали Тлеулиным. В декабре 1917 г. его избрали членом сметно-финансовой комиссии Семипалатинской уездной земской управы.

С начала гражданской войны в Казахстане Р. Марсеков активно принимается за создание национальных полков в Семиречье для организации отпора большевикам. Он мотивирует свою деятельность опасностью, исходящей от большевиков для граждан Казахстана. Противостояние большевиков и алашордынцев было не случайным, их отличали противоречия по целому ряду принципиальных вопросов будущего государственного устройства. Юридически образованные члены национального движения решительно протестовали против необоснованного ограничения функций Казахстана как члена федерации.

Райымжан Марсеков стал председателем организационного комитета Семипалатинского областного съезда казахов.
Съезд длился десять дней: с 27 апреля по 7 мая. На этом съезде Р. Марсеков выступил с большим докладом. 17 января 1918 года Марсеков был избран Председателем Семипалатинской земской управы. Работа «Патшалық арасындағы заң» занимает особое место в творчестве
Р. Марсекова. По своей сути она является логическим продолжением цикла о функциях власти (государства). Своей задачей автор ставит систематическое изучение материала, дающего представление о развитии внешнеполитического механизма, его функционировании. Внешняя политика государства при всей своей специфике тесно связана с политикой внутренней и по существу является ее продолжением. В конечном счете ее характер и конкретное содержание определяются социально-экономическим строем соответствующей страны и вырастающей на его основе государственной идеологии.
Р. Марсекова интересует, прежде всего, роль дипломатического аппарата в принятии внешнеполитических решений, характер взаимоотношений между дипломатами и политическими руководителями, соотношение и распределение функций между различными звеньями внешнеполитического механизма страны.

Раскрывая причины межгосударственных конфликтов, Р. Марсеков сводит их к борьбе за выживание. Потребности общества растут с каждым годом, считает он. Если раньше семья, аул (аймак) могли обеспечить себя полностью всем необходимым, то теперь они ощущают постоянную нехватку продовольствия, товаров и услуг. Отсюда Р. Марсеков делает вывод о возникновении потребности обращаться к соседним государствам. По его мнению, развитие торговых взаимоотношений между государствами и постоянное общение способствуют установлению межгосударственных связей, обмену опытом в области культуры, искусства. Наконец, люди получают возможность «свободного передвижения из одного государства в другое». Таким образом, считает Марсеков, наличие устойчивых двусторонних отношений позволяет государству разнообразить сочетание методов и средств внешней политики. К ним он относит заключение соглашений, договоров, конвенций по торговле, развитию транспорта, связи, возможностям свободных передвижений по чужой территории, жительству, выдаче преступников. При этом содержание и характер контактов постоянно расширяются, что способствует укреплению межгосударственных связей.