24 июля — 160 лет со дня рождения поэта, философа Шакарима Кудайбердиева  (1858-1931)

6Одним из крупных  казахских мыслителей начала XX века является Шакарим Кудайбердиев. Имя этого глубокого мыслителя, ученого, просветителя долгое время было незаслуженно предано забвению. Шакарим, как и другие ученые его времени, был репрессирован, ведь сталинский режим уничтожал любое проявление свободной мысли.

Отец Шакарима был старшим братом Абая и сыном крупного феодала, правившего родом тобыкты – Кунанбая.

Когда Шакариму исполнилось пять лет, отец отдал его мулле учиться арабской и персидской грамоте. Благодаря этому и своим способностям, Шакарим быстро овладел восточной, потом и русской грамотой.

После смерти отца,  Шакарим воспитывался у деда, но настоящим наставником его был брат отца – двадцатилетний Абай. Это позволило ему обрести широкие познания в литературе и философии, истории и географии, естествознанию и музыке. Абай сразу заметил музыкальный талант племянника и пригласил в свой аул известного домбриста Биткебая, который учил Шакарима играть на домбре. В 14-15 лет сам Шакарим начал сочинять музыку.

Хорошее знание русского языка, демократические взгляды, широта интересов послужили причиной тому, что в 1903 году Кудайбердиева избрали членом Семипалатинского подотдела Русского географического общества. Общение с членами Русского географического общества Нургали и Назипой Кульжановыми, Е.П.Михаэлисом, братьями Белослюдовыми, учителем Рахметуллой Елькибаевым укрепило его гуманистические просветительские взгляды.

В 1906 году Шакарим посетил знаменитые восточные города Каир, Стамбул, Мекку, Медину, в знаменитых их библиотеках читал древние рукописи. В Стамбуле Шакарим овладел восточной нотной грамотой. На обратном пути он приобрел книги ученых-философов: Канта, Пастера и других. По возвращении из поездки Кудайбердиев целиком ушел в работу над своими книгами «Мусульманство», «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий».

Рукописная работа «Три истины» – уникальный философский труд, в котором он разработал оригинальную концепцию человеческого бытия. Ш.Кудайбердиев оставил богатое  литературное наследие. Он создал поэмы «Калкаман – Мамыр», «Енлик-Кебек», «Нартайлак – Айсулу», «Лейли и Меджун», роман «Адиль и Мария», сборники рассказов «Сад роз», «Записки Забытого», много басен, афоризмов, загадок. Он перевел роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», рассказы Л. Толстого, а прозаические произведения А.С.Пушкина «Дубровский» и «Метель» он преподнес в поэтическом переводе.

Шакарим был свидетелем многих знаменательных событий, участвовал в национально-освободительном движении «Алаш». Установление советской власти в Казахстане, голод 1920-1921 и 1930-1931 годов, массовая конфискация в 1928 году – все это оказало большое влияние на мировоззрение поэта.

Шакарим уходит от людей, поселяется в горах Чингистау, в одиночестве размышляя о смысле своей жизни, записывая свои мысли, подведя итоги сделанному. Уединение поэта вызвало необоснованные подозрения органов советской власти. 2 октября 1931 года он был расстрелян работниками ГПУ. Тело его брошено в колодец вблизи Баканаса.

Спустя 30 лет 8 августа 1961 года останки великого поэта были преданы земле по мусульманскому обряду.

Несмотря на то, что прокуратура бывшего СССР решением от 29 ноября 1958 года реабилитировала Шакарима за отсутствием состава преступления, продолжался запрет на творчество поэта.

Весной 1988 года многогранное наследие Шакарима стало достоянием народа и обогатило нашу духовную сокровищницу.

 

Литература:

  1. Кудайбердиев Шакарим. Калкаман Мамыр: поэма. — Алматы: ПринтЭкспресс издательство и полиграфия, 2014. — 32 с.
  2. Кудайбердиулы Шакарим. Казах в зеркальном отражении: стихи и поэмы. — Семей, 2008. — 264 с.
  3. Шакарим. Избранное / переводы; Вс.Рождественский, Вл.Цыбин., науч. редактор Т.Шанбай, автор и сост. А.Аманжол. — «Талер — Пресс», 2007. — 100 с.
  4. Шакарим. Мое время / сост. Т. Шанбай. — Астана: Аударма, 2010. — 408 с.
  5. Шакарим. Стихи // Аманат. — 2006. — №3-4. — С.141-144

 

***********

  1. Аубакиров Э. Как убивали Шакарима // Экспресс К.- 2010.- 20 августа.- С.24
  2. Байтлеуова С.И. Жизнь и творчество репрессированных поэтов Казахстана // История Казахстана: в школе и вузах. — 2009. — №2. — С.61-67
  3. Бек Т. О Шакариме — на английском // Казахстанская правда. — 2015. — 5 мая. — С.12
  4. Дюсембаев С.Т. Наследие Шакарима – духовное богатство нации // Семипалатинские вести. — 2007. — 22 марта. — С.12
  5. Сатпаева Ш.К. Шакарим Кудайбердиев / ред. З.А. Ахметов. — Алматы: Гылым, 1993. — 115 с.
  6. Султанбеков М. Шакарим — последователь Абая // Простор. — 2015. — № 3. — С.181-185
  7. Шайхынова А. Шакарим в контексте мира // 7 дней. — 2013. — 5 декабря. — С.4
  8. Шарипова Р.М. Единство и различие философских идей о свободе и творчестве Шакарима и Камю // Саясат. — 2010. — №3. — С.70-74