3Восточно-Казахстанский областной биологический центр города Семея вырос из станции юных натуралистов. Все началось с того, что в помещении из двух комнат общей площадью 75 кв. м. по улице Урицкого 17 появилась станция юннатов. Шел страшный 1928 год. Однако, несмотря на свирепствовавший в Казахстане голод и разруху, станция юннатов выстояла, закладывая принципы экологического воспитания школьников, дошедшие до наших дней.

С тех пор у этой организации не раз менялся адрес. В красивейших местах острова Полковничий станция юннатов (впоследствии получившая наименование «Биологического центра») обосновалось по инициативе первого руководителя города тех лет Н.М.Ульянова, почетного гражданина города Семипалатинска (ныне г.Семея). Нынешнее свое обличье биологический центр приобрел при В.Н.Дядове.

Некогда крохотная станция юннатов преобразилась в уникальное внешкольное учебное заведение, которому нет равных в Казахстане.

В биологическом центре сегодня еще можно любоваться на макаку-резус и яванскую, на гамадрила и лапундера, на европейского муфлона и лошадь Пржевальского. О каждом из 80 видов содержащихся здесь животных знают и могут рассказать много интересного. Не говоря уже о золотом фазане, даже белка обыкновенная (так она значится в реестрах Международной книги) теперь исчезающий вид. А в центре животные даже тех семнадцати редких и реликтовых видов, что занесены в Красную книгу, размножаются. Хотя обычными местами обитания для большинства являются не только Восточный Казахстан и Центральная Азия, но Африка, Австралия, Америка.

Воспитание одухотворенных, влюбленных в природу ее хранителей ведется здесь на научной основе. Коллектив разработал трехступенчатую систему обучения, которая дает детям и молодежи возможность заниматься в соответствии с возрастом и интересами. Четырнадцать педагогов ведут занятия в 57 кружках и секциях экологического и натуралистического профиля первой и второй ступеней обучения. На третьей учащихся приобщают к научно-исследовательской деятельности, вырабатывают стремление к познанию окружающей среды. Немаловажный аспект — выявление одаренных детей, имеющих склонности к биологии, медицине, экологии. Наглядным итогом серьезной, порой долгосрочной работы становятся научные проекты учащихся, которые они защищают в республиканском центре «Дарын», на конференциях «Экология и дети». Многие воспитанники центра связывают выбор своей профессии с биологией. Трудно переоценить и методическую деятельность биологического центра. Здесь проводят семинары-практикумы для учителей биологии, помогают молодым специалистам в организации внешкольной и научно-исследовательской работы учащихся, организуют массовые природоохранные мероприятия.

Детский биологический центр не просто учебный полигон, но и зоопарк, он вмещает в себя парковую зону с богатой экскурсионной базой, ставшей любимым уголком отдыха горожан.

 

Литература:

  1. Дядов В. Легенда о белом павлине // Спектр. — 2011. — 11 мая. — С.14
  2. Елемесова А. Встреча с уникальным уголком природы // Вести Семей. — 2016. — 11 октября. — С.4
  3. Ксенофонтова Н. Яркий и незабываемый учебный год «в лаборатории живой природы» // Спектр. — 2017. — 7 июня. — С.9
  4. Мурзабаева Г. Краски осени // Экологический курьер. — 2016. — №21, 1-15 ноября. — С.4
  5. Нуруллин Э. Место, где учат любви к природе // Вести Семей. — 2016. — 19 августа. — С.2
  6. Халел А. Биоцентр — новый дом // Наше дело. — 2017. — 2 февраля. — С.8
  7. Халел А. Мишкин день // Наше дело. — 2016. — 3 ноября. — С.3