Page 16 - Календарь на 2025 год Семей
P. 16

Шакир Абенов родился 1 марта 1900 года в местечке Кундызды, живописно вписавшимся
                  в  подножия  Чингистауских  гор.  В  возрасте  семи  лет  Шакир  Абенов  обучился
                  мусульманской грамоте у аульного муллы, затем получил образование в Семипалатинской
                  приходской  школе,  где  обучался  на  русском  языке.  Вот  и  все  образование,  которое
                  получил будущий народный акын. В дальнейшем всю свою жизнь Ш. Абенов пополнял
                  свои знания самостоятельно.
                         Началом творческой деятельности Шакира Абенова можно назвать  далекий 1916
                  год,  когда  на  страницах  журнала  «Айкап»  увидело  свет  его  первое  стихотворение
                  «Барсучки».
                         Ш.  Абенов  –  очевидец  трех  революций:  первой  русской  1905  года,  февральской
                  буржуазно-демократической и Великой Октябрьской. Абенов встретил Советскую власть
                  юношей  и  был  в  гуще  борьбы  за  социалистические  преобразования.  В  округе
                  Чингистауских  гор  Ш.  Абенов  организовывал  колхозы,  активно  включался  в  работу
                  аульного  Совета.  Работал  в  правлении  одного  из  колхозов,  был  на  партийной  работе  в
                  Джамбуле. Судьба забрасывала его на Алтай и в Алатау.
                         В  30-е  годы  Ш.  Абенов  некоторое  время  работал  литературным  секретарем
                  Жамбыла Жабаева. Как и многие представители казахской интеллигенции, поэт не смог
                  избежать  репрессий  1937  г.  Вырваться  из  лагерей  Шакиру  Абенову  удалось  только  в
                  начале  Великой  Отечественной  войны,  когда  он  написал  заявление  о  своем  желании
                  служить в штрафном батальоне и «искупить свою вину» перед Родиной. После тяжелого
                  ранения  к  концу  войны  Шакир  Абенов  возвращается  на  родную  землю,  но  вскоре
                  попадает  в  новую  волну  послевоенных  репрессий  сталинского  режима,  «отсидев»  в
                  сибирских лагерях, Абенов возвращается на родину в начале шестидесятых годов. Как бы
                  не было трудно, он не терял самоуважения, не лишал себя радости творчества и говорил в
                  своих произведениях правду, за что и был «постоянным посетителем» тюрем и лагерей.
                         Шакир  не  изменил  самому  себе,  не  свернул  с  истинного  пути.  В  связи  с
                  переменами,  происходящими  в нашей  стране,  имя  Шакира  стало  известным,  а  поэмы  –
                  достоянием народа.
                         Абенова  можно  назвать  продолжателем  искусства  импровизации  Джамбула,
                  Нурпеисовой, Нартая, Шашубая и других акынов-импровизаторов. Шакир учился у них,
                  ему  хорошо  знакомо  устное  народное  творчество,  из  которого  он  вобрал  в  себя  всю
                  народную  мудрость,  фольклор  и  современную  поэзию.  Он  вышел  из  бурлящего,
                  неиссякаемого творческого потока, черпал мудрость из произведений классиков мировой
                  литературы – Байрона, Гете, Пушкина, Лермонтова, Фета, Есенина.
                         В  творчестве  акына  большое  место  занимают  поэмы.  Это  «Козы  Корпеш  –  Баян
                  Сулу»,  опубликованная  в  1937  году  в  журнале  «Әдебиет  және  искусство»  и  вышедшая
                  отдельной книгой в 1965 году, «Батыр Кейпин» (1939), «Ортақ Арал» (1968), «Легенды»,
                  «Матери», «Чингистау» (1980), неопубликованная поэма «Токтамыс» и др. Ш.Абенов              –
                  автор множества песен, стихов, прозаических произведений. Отдельно выделяется сатира
                  автора.  Удачные  находки,  меткие  слова,  шутки  поэта  передавались  из  уст  в  уста,
                  славились на всю степь.
                         Среди произведений автора по объему и художественной ценности особо следует
                  выделить поэму «Козы Корпеш – Баян Сулу». Данная поэма ближе всех стоит к «Лейла –
                  Мажнун»  Низами  и  Навои,  поэме  А.  С.  Пушкина  «Руслан  и  Людмила».  Это  роднит
                  Шакира  с  ними  и  высоко  поднимает  его  как  поэта.  Шакир  Абенов  обогатил  народную
                  классику.  А  это  под  силу  только  настоящему  таланту.  В  каждом  своем  произведении
                  Шакир  Абенов  стремится  выразить  свою  мысль  просто,  языком,  близким  к  народу,
                  выразить  идеал  гражданина,  философию  акына,  дать  пищу  уму.  Шакир  Абенов  был
                  участником и призером многих айтысов, где защищал честь своего района и области. Его
                  поэмы рождены самой жизнью, выстраданы автором.
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21