Page 71 - Календарь на 2025 год Семей
P. 71
Строительство дороги было разбито на две очереди. Первая очередь за 1940 год
составила 438 километров. Первая очередь трассы была сдана в эксплуатацию в начале
июля 1940 года, вторая в августе 1941 года. Были проведены большая подготовительная
работа. В марте-апреле 1940 года в областных центрах были организованы краткосрочные
курсы по подготовке дорожных бригадиров. Десятников и учетчиков, на которых учились
716 человек. Для строительства тракта было приготовлено свыше трех тысяч кубометров
леса, две тысячи тонн гравия, 30 тонн цемента и другие строительные материалы.
В строительстве первой очереди трассы приняли участие колхозы 16 районов
Восточно-Казахстанской и 10 Семипалатинской областей. В строительстве дороги
приняли участие 24 тысячи человек. На стройку было выделено 837 подвод и 156
автомашин. Работы велись главным образом вручную. 20 мая 1940 года 24-тысячный
коллектив колхозников двух областей вместе с инженерно-техническими работниками на
всей трассе начали работу. Предполагалось закончить ее за 40 рабочих дней.
30 июня 1940 года колхозники Семипалатинского Прииртышья завершили
строительство первой очереди тракта на своих участках за 35 дней. Построено 135
километров гравийной дороги (Георгиевка–Кокпекты). В первые дни июля 1940 года
строители Восточно-Казахстанской области за 42 дня построили 300 километров
гравийной дороги (Усть-Каменогорск–Малокрасноярск), построено 190 мостов.
В свое время среди строителей тракта была с творческой командировкой бригада
писателей и поэтов Казахстана. Среди творческого коллектива были Мухтар Ауэзов,
народный акын Нурлыбек Баймуратов, писатели Габиден Мустафин, Павел Кузнецов и
Дмитрий Снегин.
В мае-июне 1941 года была начато строительство второй очереди дороги. На
строительстве с обоих сторон работало 18 тысяч колхозников. За 26 рабочих дней
колхозники двух областей на четыре дня раньше срока завершили строительство второй
очереди дороги протяженностью 368 километров. Уже в последние дни грозного 1941
года началось сквозное движение по всей дороге «Восточное кольцо». 22 сентября 1941
года ЦК КП(б) Казахстана и Совнаркома Казахской ССР приняли постановление о вводе в
эксплуатацию автомобильной дороги «Восточное кольцо».
С вступлением в эксплуатацию автомобильной дороги народное хозяйство двух
областей развернулось с высокой скоростью. Оно приближало к железной дороге большое
количество хозяйственных единиц. Досрочное и образцовое завершение всех работ,
связанных со сдачей первой очереди тракта «Восточное кольцо», было поистине
замечательным трудовым подарком колхозного крестьянства к 20-летию Казахской ССР,
а вторая очередь значительно способствовала быстрейшему размещению эвакуированных
предприятий из западной части Советского Союза к территориям Рудного Алтая и
Восточно-Казахстанской области.
Литература:
Зулхаров Г. Люди «Восточного кольца» // Наше дело. - 2015. - 11 июня. - С. 12;
Наше дело. - 2015. - 18 июня. - С. 12; Наше дело. - 2015. - 25 июня. - С. 10.
Зулхаров Г. Люди «Восточного кольца»: страницы истории родного края // Вести
Семей. - 2010. - 15 декабря. - С. 4.
Исаева О.А. Автомобильный тракт «Восточное кольцо» – народная стройка 1940-
1941 года // История Казахстана: преподавание в школе. - 2013. - №12. - с.40-41; 2014. –
№1. - С.35.
1985 40 лет со дня открытия Сквера Победы (1985)
Сквер Победы был построен в 1985 году к 40-летию
Великой Победы по инициативе ветеранов войны. В 1995 году в