Page 63 - Календарь на 2025 год Семей
P. 63
Знаменательные даты, число и месяц, которых не установлены
1700 325 лет со дня рождения Жобалай би Байсейтулы
Жобалай би родился в 1700 и умер в 1770 году. Жобалай
ивестный бий рода керей, прославился рассудительностью и мудрыми
решениями межродовых конфликтов и споров, был одним из
предводителей рода, под руководством которых было совершено
переселение с Алтая в долину р.Баканас после разгрома джунгар.
Заслужил славу батыра, был избран бием. Жобалай Байсейтулы был
одним из первых биев, который появился во времена, когда кереи Алтая обосновались на
земле Чубартау. Уже в 12 лет он был прозван мальчиком – бием. В 1760 году по
инициативе Жобалай би потомки 12 родов алтайских кереев были переселены на
благодатные земли междуречья рек Даганды, Баканас, Кур, Корык, Малгелды, Сары и
Кусак.
У Жобалая было 4 жены и шестеро сыновей: Марка, Жиде, Тасыбай, Татан,
Суттибай, Жанал. Вот таким образом распространились потомки Жобалай би. Могила
Жобалай би расположена выше места слияния с Балхашом реки Даганды недалеко аула
Мадениет. Это достаточно высокое куполообразное сооружение построено из кирпича.
Летом 2000 года потомки Жобалай би, меценаты, жители села Мадениет
реконструировали мазар, обложив его белым кирпичом и восстановив высокий купол. По
обычаю был прочитан Коран и дан ас. Это большое дело подняло дух народа.
Литература:
Жобалай би кесенесі // Дидар. - 2018. - 30 тамыз. - Б.13.
Жобалай би / http://ayagos.vko.gov.kz
1770 255 лет со дня рождения казахского акына, исполнителя
героических и социально-бытовых эпосов Жанаку
Сагындыкулы (1770-1856)
Замечательным поэтом первой половины XIX века был Жанак Сагындыкулы,
родившийся в 1770 году Абралинском крае (на границе современной Карагандинской и
области Абай). Свои песни он сопровождал на кобызе. Жанак побывал во многих уголках
казахского края, участвовал в айтысах с поэтами Тубеком и Орынбаем, распространял
среди казахов эпические поэмы. Именно ему мы обязаны сохранением поэмы "Козы
Корпеш - Баян Сулу".
Жанак известен также как мастер айтыса. По данным М. О. Ауэзова в одном из
поэтических соревнований Жанак победил 16 акынов. Жанаку принадлежит несколько
поэм, толгау, дастанов. В «Слове, обращённом к торе Рустему» он показывает жадность и
жестокость степных правителей. В жыре «Сыну Санияза Камбару» Жанак также
критикует аристократию. Стихотворения «Это я, Жанак, в Айдабол приехавший», «Кровь
у козы и овцы одинаковая» посвящены жизни бедняков. В толгау «Торе Актанбаю»,
«Айдаболу шону», «Торайгыру», «Бараку» он ставил проблемы человечности, мира,
справедливости. В ряде произведений восхвалял представителей казахской аристократии.
Жанак оказал большое влияние на творчество таких известных акынов, как Шоже,
Тубека, Бактыбая. Впервые его произведение «Мой рыжий, как марал, аргамак» было
опубликовано в книге Курбангали Халиди «Тауарих-хамса», напечатанное в Казани в
1910 году.
В 1790—1797 гг участвовал в восстании под предводительством Сырыма Датова.