Page 65 - Календарь на 2025 год Семей
P. 65
Петербурга, где были впервые в 1909 г. напечатаны крымско-татарским просветителем
Ильясом Бораганским, документы хранятся вместе с другими ценными рукописями в
фонде Национальной академии наук Республики Казахстан.
Быкеулы скончался в 1917 году.
Литература:
Абай: энциклопедия / ред. Р. Н. Нұрғалиев. - Алматы: Қазақ энциклопедиясы;
Алматы: Атамұра, 1995. - 720 б. - Бікеұлы Мүрсейіт: б. 422.
Абайдың әдеби хатшысы: зерттеу мақалалар мен естелік пікірлер. - Семей, 2009. -
179 б. - М. Бікеұлы туралы.
Әбуова Г. Абайдың тұңғыш кітабы: М. Бікеұлы туралы // Парасат. - 2015. - № 5. - Б.
17.
Серікқазиева С. Шыңғыстауға саяхат: М. Бікеұлы туралы // Ертіс өңірі. - 2015. - 5
тамыз. - Б. 2.
1860 165 лет со дня рождения архитектора, мастера
прикладного искусства Баязиту Сатбаеву (1860-1954)
Баязит родился в 1860 году в ауле Шынкожа Аягозского района
Семипалатинской области (ныне область Абай). Его отец Сатбай
Телшибекулы учился в медресе Ахмета Риза Семипалатинска и обучал
начальной грамоте сына. У купца Иванова, который дружил с Сатбаем,
Баязит овладел русской грамотой. После смерти отца с 14 лет он работал у
татарского предпринимателя. Но секреты мастерства в строительстве ему
раскрыл в Семипалатинске знаменитый турецкий архитектор Абдулла Эфенди, который
специально был приглашен для строительства мечети.
Баязит был знаком с видными деятелями национально-освободительного движения
«Алаш». Именно ему выпала честь провести весной 1918 г. ознакомление Ахмета
Байтурсынова, Миржакыпа Дулатова, Раимжана Марсекова с достопримечательностями
Зайсана, куда они прибыли перед отъездом в Чугучак. Ему было что продемонстрировать
гостям! В приграничном городе им были возведены гражданские, военные, торговые и
культовые сооружения. Среди них Никольский православный собор и татарская мечеть,
военная церковь и казармы, таможня и добротные дома татарских и казахских купцов.
Архитектурным шедевром своего времени и вершиной творчества Баязита
Сатбаева является внушительный по своей красоте и абсолютно гармоничный памятник –
мавзолей Зейнуллы, построенный в 1925 г. в знаменитой своими скифскими курганами
Чиликтинской долине. Это единственный известный в Восточном Казахстане мавзолей с
применением обожженного кирпича. По мнению специалистов, мавзолей имеет в плане
ярко выраженную форму креста – уникальное явление для мусульманского сооружения.
Мавзолей Зейнуллы, выполненный с учетом достижений «кирпичного стиля» и модерна,
является для своей эпохи своего рода аналогом мавзолею Айша-биби, «жемчужине»
средневековой архитектуры. Это последняя работа мастера на родине.
Баязит Сатпаев, как и большинство казахов, проживавших на приграничных с
Китаем территориях, имел родственные и иные связи в Синьцзяне, видимо, был знаком и
с местной архитектурой. С приходом советской власти он откочевал в г. Чугучак
(Шаушек), где и продолжил свою профессиональную деятельность, в результате чего
появился мавзолей-близнец, еще два построенных им мавзолея были разрушены во время
культурной революции.