Page 65 - Календарь на 2025 год Семей
P. 65

Петербурга,  где  были  впервые  в  1909  г.  напечатаны  крымско-татарским  просветителем
                  Ильясом  Бораганским,  документы  хранятся  вместе  с  другими  ценными  рукописями  в
                  фонде Национальной академии наук Республики Казахстан.
                         Быкеулы скончался в 1917 году.

                                                          Литература:
                         Абай:  энциклопедия  /  ред.  Р.  Н.  Нұрғалиев.  -  Алматы:  Қазақ  энциклопедиясы;
                  Алматы: Атамұра, 1995. - 720 б. - Бікеұлы Мүрсейіт: б. 422.

                         Абайдың әдеби хатшысы: зерттеу мақалалар мен естелік пікірлер. - Семей, 2009. -
                  179 б. - М. Бікеұлы туралы.

                         Әбуова Г. Абайдың тұңғыш кітабы: М. Бікеұлы туралы // Парасат. - 2015. - № 5. - Б.
                  17.

                         Серікқазиева С. Шыңғыстауға саяхат: М. Бікеұлы туралы // Ертіс өңірі. - 2015. - 5
                  тамыз. - Б. 2.

                         1860                                  165 лет со дня рождения архитектора, мастера
                                                                        прикладного искусства Баязиту Сатбаеву (1860-1954)

                                  Баязит  родился  в  1860  году  в  ауле  Шынкожа  Аягозского  района
                                  Семипалатинской  области  (ныне  область  Абай).  Его  отец  Сатбай
                                  Телшибекулы  учился  в  медресе  Ахмета  Риза  Семипалатинска  и  обучал
                                  начальной    грамоте  сына.  У  купца  Иванова,  который  дружил  с  Сатбаем,
                                  Баязит овладел русской грамотой. После смерти отца с 14 лет он работал у
                                  татарского предпринимателя. Но секреты мастерства в строительстве ему
                  раскрыл в Семипалатинске знаменитый турецкий архитектор Абдулла Эфенди, который
                  специально был  приглашен для строительства мечети.
                         Баязит был знаком с видными деятелями национально-освободительного движения
                  «Алаш».  Именно  ему  выпала  честь  провести  весной  1918  г.  ознакомление  Ахмета
                  Байтурсынова,  Миржакыпа  Дулатова,  Раимжана  Марсекова  с  достопримечательностями
                  Зайсана, куда они прибыли перед отъездом в Чугучак. Ему было что продемонстрировать
                  гостям! В  приграничном городе им были возведены гражданские, военные, торговые и
                  культовые сооружения. Среди них Никольский православный собор и татарская мечеть,
                  военная церковь и  казармы, таможня и добротные дома  татарских и казахских купцов.
                         Архитектурным  шедевром  своего  времени  и  вершиной  творчества  Баязита
                  Сатбаева является внушительный по своей красоте и абсолютно гармоничный памятник –
                  мавзолей Зейнуллы, построенный в 1925 г. в  знаменитой своими скифскими курганами
                  Чиликтинской долине. Это единственный известный в Восточном Казахстане мавзолей с
                  применением обожженного кирпича. По мнению специалистов, мавзолей имеет в плане
                  ярко выраженную форму креста – уникальное  явление для мусульманского сооружения.
                  Мавзолей Зейнуллы, выполненный с учетом достижений «кирпичного стиля» и модерна,
                  является  для  своей  эпохи  своего  рода  аналогом  мавзолею  Айша-биби,  «жемчужине»
                  средневековой архитектуры. Это последняя работа мастера на родине.
                         Баязит  Сатпаев,  как  и    большинство  казахов,  проживавших  на  приграничных  с
                  Китаем территориях, имел родственные и  иные связи в  Синьцзяне, видимо, был знаком и
                  с  местной  архитектурой.  С    приходом  советской  власти  он  откочевал  в    г.    Чугучак
                  (Шаушек),  где  и    продолжил  свою  профессиональную  деятельность,  в  результате  чего
                  появился мавзолей-близнец, еще два построенных им мавзолея были разрушены во  время
                  культурной революции.
   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70